Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Продолжение темы "псевдокрафта" в водочной отрасли

Знаете, правда, очень приятно смотреть, как мир меняется к лучшему.
Смешно, временами, криво, но тем не менее. Сидишь вот так вот на балконе с рюмочкой относительно недорогого вискаря и доминиканской сигаркой, или с бокалом пива и трубочкой, забитой хорошим табачком, а мир мимо тебя несется на бешеной скорости, с каждым днем становясь все интереснее и забавней. Да, твое толстое пузо уже не способствует прыжкам по черной трассе в Кошкино, а очаровательные юные барышни возрастом младше того вискаря, что у тебя в рюмке, смотрят на тебя без интереса, а то и вовсе "сквозь". Но, черт побери! Я видел мир таким, я видел мир сяким, каким я увижу его в будущем?! ;-)

Вот, помните, я писал про тенденцию появления пивного "псевдокрафта"? Так вот. Сегодня со своего балкона я вижу аналогичную тенденцию в водочной отрасли. Думаю, я увидел ее раньше, чем кто бы то ни было из юных и прытких журналистов и аналитиков рынка, знающих не понаслышке, чем Джим Бим с кока-колой по вкусу отличается от Джека Даниэльса с пепси, но не знающим, что за виски "Дикий турок" поминается в романах Стивена Кинга 1990-х годов издания. ;-) Просто потому, что они водочку пользуют вряд ли, а я, грешник, в промежутках между выгонкой домашнего продукта ее периодически таки да. :-) Особенно в околотехнических нуждах.

Вы помните, хочется верить, с чего началось победное шествие крафта по нашим стаканам? Конечно же Юрий Валентинович - "дядя Юра, давайте сварим пиво" - Катунин приложил свою руку к этому делу, честь ему за это, хвала и личная моя неизмеримая уважуха. Но на самом деле все началось с того, что пивные "гиганты" окончательно оборзели. Похерили производство интересных сортов и перешли к выпуску гекалиторов мочеобразного евролагера, не отличающегося сорт от сорта по цвету, вкусу и запаху. А чего? "Пипл хавает" (с), ну и ладно. Вот народ и пошел самостоятельно варить пиво - такое, какое нравится, а не такое, как на полке в магазине стоит. И пошел, и пошел, да так разогнался, что теперь хрен догонишь!

Ну, вот постепенно та же самая шняга наступает в водочной отрасли. Причем наступает неотвратимо и неотступно. Вот смотрите. Заходим мы с вами, стало быть, в алкогольный отдел, и что же мы видим? А то же, что в свое время видели на пивной полке. Длинные ряды разнокалиберных бутылок с разнообразными этикетками, содержащих в себе примерно равнозначно несъедобную жидкость с резким вкусом и резким химическим запахом, по сравнению с которым запах медицинского спирта - это просто амброзия какая-то! Причем этикетки (еще бы, ведь на каждом водочном заводе свои маркетОЛухи сидят!) выполнены примерно в едином стиле с использованием зенитовских цветов, потому как каждый маркетОлух знает, что если напиток предполагается употреблять охлажденным (а водку, в отличие от вискаря, иначе никак, ибо воняет не божески, а кто сумлевается, тот пусть ее подогреет), то этикетка должна быть непременно с намеком на лед. И название тоже: "Ледянка", "Русский лед", "Зимняя забава" (любые совпадения случайны и не могут рассматриваться как частный случай антирекламы).

А! Вот еще! Вы думаете, в бутылках водка!? Как бы ни так! Там совершенно адский коктейль из спирта, воды, глицерина, селитры, вкусовой добавки "Нейтральная" и прочих не всегда понятных мне даже с моим неплохим пониманием органической химии.

В общем, тут тенденция какая? Народ постепенно стал водочку нахер посылать, как продукт изначально непищевой, а развлекаться выгонкой домашних дистиллятов разнообразного качества, чистоты и вкуса. В результате кривая продаж самогонных аппаратов и домашних ректификационных колонн полезла вверх, а кривая покупки "монопольки" поползла вниз. Сперва незаметно, потом сильнее, потом так, что водочные лоббисты в Госдуме начали поговаривать о борьбе с самогоноварением для личных целей, становящимся все более востребованным хобби среди мужского населения 30+, отличающего, как говорится в шариате, "хорошее от плохого". ;-) Ведь вот ведь, мерзавцы какие! Водку не пьют, алкоголь потребляют домашний, акцизов не платят, так как что сами гонят, то и пьют сами, - никаких товарно денежных отношений. Беда! ;-)

Но пока беспокоились водочные лоббисты, - это была еще не беда, а горе. Потому как ну что они сделают без поддержки, да еще в ситуации, когда их коллеги необходимости в такой поддержке не видят? ;-) А вот когда забеспокоились сами производители водки, - тут стало интереснее. Потому что одно дело - бороться с пивняками посредством депутатского лобби, внедрять идиотские законы о рекламе другого алкоголя и распространять через желтые СМИ безумные легенды о пиве, а другое - столкнуться с ситуацией, когда твою продукцию тупо не покупают. Причем не потому, что крепкого не любят. Нет, просто потому, что внезапно начали понимать смешную истину: водка не вкусная. Она местами полезна (греет, хорошая основа для домашних настоек, незаменимый компонент компрессов), но вот ни разу, - как бы апологеты "национального русского спиртного" это нам ни внушали, - не вкусна. Поспорить с товарищем Родионовым (счастья ему!) в этом плане не может ни один нормальный человек (и даже ненормальный, если он перед этим попробовал родионовского полугара и сравнил его с любой водкой по цене ниже 600 рублей за 0,5).

От же ж, понимаешь, масленица! Красные придут, - режут, белые придут, - режут, куда ж податься? С одной стороны подпирает абсолютно неуправляемое крафтовое пивоварение, смело отвоевывающее у водочников позиции, с трудом ими занятые в упорной борьбе с желанием народа пить не крепкое, но вкусное, а с другой - наваливается домашнее самогоноварение, с каждым днем отрывающее все больше потребителей "табуретовки", изготовленной по рецепту, доставшемуся по наследству от ныне покойного наркома Рыкова. Куда ж податься-то? Ни тот, ни другой фланг в нынешней ситуации работой лоббистов не перекрыть, - силы не те! Это ж вам не СССР, тут единой правящей партии, нашего рулевого и кормчего, нету!

И тогда некоторые водочники (наконец! впервые за все время с 1935 года!!!) начали шевелиться сами. И предприняли первые шаги к тому, чтобы хоть как-то отстроиться от основной массы своих коллег, заявить, что производят не просто водку, а водку гастрономическую

Первую такую водку я купил с месяц назад. Это была "Борщевка". Честно покаюсь, что я не успел ее отфотографировать, так что предлагаю вашему вниманию картинку с сайта производителя:



Производитель уверяет, что это - особый продукт, разработчики которого "нейтрализовали традиционную резкость обычной водки и предложили в «Борщёвке» очаровательную мягкость". Также изготовители клянутся, что "Ключевым элементом в производстве являются ароматные спирты, полученные настаиванием овощей и пряностей, традиционных для русской кухни и её кисло-пряного вкусового профиля: капусты, чеснока, лаврового листа, перца. Они настаиваются на смеси чистейшего спирта с артезианской водой от 2 до 30 суток, затем перегоняются на медном аламбике. В итоге получаются ароматнейшие дистилляты". Тем не менее (несмотря на медный аламбик) на этикетке в качестве основной составляющей указан спирт пищевой "Люкс", которым, по большей части, этот напиток и пахнет. Но, давайте будем справедливы и попытку засчитаем. Как минимум, она была. Реальная попытка отстроиться от всего остального пойла, заявив, что "а мы не такие".



Да! Нельзя не упомянуть толстостенную бутылку, в которую упакована эта хмельная жидкость! Полагаю, ее стоимость составляет не менее 60% реальной стоимости продукта. Метким броском такой тяжелой стеклянной тары можно с легкостью пришибить низколетящего мамонта, так что счастье наше, что это, все-таки, премиум-сегмент.
Чтобы меня не заподозрили в антирекламе, не могу не подчеркнуть, что на фоне большинства имеющихся в продаже водок, эта - вполне прилична. Хотя пахнет так же.

Вторым образцом стала водка вологодского, а, точнее, великоустюгского производства - "Морозов. Перегон №1. Водка на рогах". Такая вот:



Обратите внимание на три элемента отстройки бренда от общего потока водки. Во-первых, слово "перегон", как бы прозрачно намекающее нам на то, что это - не ректификат, а дистиллят (что, разумеется, звездежЪ и проовокацiя, ибо основная доля состава продукта приходится на все тот же спирт пищевой "Люкс"). Во-вторых, легенда о том, какое солидное значение имеют при изготовлении напитка панты северных оленей. Признаюсь, что вкус пантов я не различу, даже если мне их принесут на тарелке и заставят пожевать. Так что не в курсе. Может, пантокрин там и правда есть. В-третьих, то, что это export from ded moroz. ;-)



Ну, тут все понятно. Где Великий Устюг, там и Дед Мороз, так что льзя ли не сыграть на известной и раскрученной марке? Интересно только, согласовано ли это с самим дедушкой и с Администрацией области. ;-)
Но самая главная отстройка - на боковой этикетке:



Вот такое вот изображение перегонной системы, вновь как бы намекающее нам, что это не водка, а дистиллят. Если честно, на эту картинку я и купился. :-) И нарвался, обнаружив внутри добротную, но всего лишь водку. Пахнущую все тем же спиртом "Люкс" - чистым и сделанным из пищевого сырья. Не уточняется из какого. Впрочем, в процессе ректификации, если честно, вообще плевать, из чего исходное сырье сделано. Будь оно хоть по рецепту агронома Гладышева, паче чаяния кто помнит такого литературного персонажа.

А третью бутылку из этой коллекции мне подарили. И я не мог не принять ее с восторгом.
Впрочем, все по порядку. Итак, перед нами - "северная выдержанная" водка "Архангельская". ;-)



Тут, заметьте, своя политика и свои отстройки.
Во-первых, это (ну вот ни в одном разе, ага!) не новый бренд. Нет-нет, он выпускается ни много, ни мало, а с 1898 года по распоряжению самого Сергея Юльевича Витте. ;-) Апелляция к истории великолепна. Она играет всегда. Напитки с историей продаются проще.
Тут вспоминается, как Леонид Соловьев писал про вывески в Средней Азии. ;-) Там любая, даже самая новодельная вывеска гласила, что именно вот эта вот чайхана находится тут с энного года. Даже если ее построили месяц назад. ;-)
А во-вторых, обратите внимание на надпись "дополнительно выдерживается в столетних доводных чанах"! ;-) Это, как говорится, отдельный цимес. Сразу, - согласитесь со мной, - вознимают мысли о старых винокурнях, дубовых бочках, благородстве напитка. Еще бы! Он в столетних доводных чанах выдерживался! Весь какой есть в этой водке спирт из пищевого сырья "Люкс" - как есть в них! :-)
Бог весть. Может и есть на том заводе некие столетние чаны, но разводка получилась очень дешевой. Как минимум, для того, кто знает технологию производства водки. :-) Потому что само словосочетание "выдержанная водка" столь же осмысленно, как, например, "пастеризованный виски".

Ну и, наконец, третья отстройка - "особый состав".



 К которому относится "мягкая северная вода" и "природные растительные ингредиенты, произрастающие в ОСОБЫХ климатических и биологических условиях региона Соловецких островов и обладающие ПОВЫШЕННОЙ питательной и энергетической ценностью". ;-) Как и в случае с пантокрином, могу сознаться в собственной безграмотности и отсутствии вкуса. Природных, растительных, особых и повышенных не ощутил. Хотя вода в основе, похоже, и правда приемлемая. А! Да! Если что, панты тут в составе тоже есть. В описании состава, в смысле.



А в остальном - водка как водка. И на вкус, и на цвет, и, что характерно, на запах. Приличная среди прочих. Не вкусная.

Бонусом - последний момент: использование в оформлении бутылки графических элементов, наводящих на мысль о дистилляции. То есть дополнительная отстройка точно та же, что и экспонатом выше за счет даже не декларации, а намека.

Ну что, подводим итоги?
Производители водки заметно забеспокоились, что их поджимают со всех сторон. Забеспокоились еще не настолько, чтобы начать совершать какие-то реальные действия по перестройке производства и переходу с выпуска непищевого по сути своей рыковского продукта на старинный русский напиток, освященный традицией, но в достаточно мере, чтобы напрячь маркетологов, рекламщиков и дизайнеров на изготовление новых концептов, каковые помогут еще некоторое время продержаться, пудря мозг не вполне понимающей что к чему публике. А там - либо Мировая революция, либо Земля налетит на земную ось, но что-нибудь точно случится такое, что за базар отвечать будет не надо. ;-)
Тем не менее, это - уже шаг вперед, первая ласточка перемен. Если сдвинулся с места такой вот маленький камушек, значит вскоре "с диким грохотом обвал пойдет по склону" (с). В пивной отрасли мы с вами это уже видели.
Ждем, что случится в водочной.

PS. Данный текст является частным обзором и выражением частного мнения автора, а потому не может рассматриваться как реклама, антиреклама, pr-деятельность и пр. Пойдите к чертовой бабушке, "я только спросил который час" (с) ;-)

Tags: #выпить-закусить
Subscribe

Posts from This Journal “#выпить-закусить” Tag

  • "Вставайте, граф, нас ждут великие дела!" (с)

    Сперва, разумеется, эпиграф. Ну, куда же без эпиграфа-то? :-) Вот такой например: Ну, а теперь - к делу. То, что ваш покорный слуга, как…

  • По рюмочке, по маленькой, налей-налей-налей!

    Погода, как говорили предки, шепчет. Мало того, я даже знаю, что она шепчет конкретно: займи, но рюмочку выпей! В этой связи мне хочется устроить…

  • "И гад морских подводный ход" (с)

    "И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье..." Нет, это не внезапный приступ любви к…

  • Отличное место для завтрака

    В неплохом и чрезвычайно прикольном месте мне тут довелось побывать на днях. Ресторанчик Proviant на Петроградской стороне. Если вкратце, то это…

  • Натура таки уходящая

    Что ни говори, а культура рюмочных - есть предмет из прошлого. Все-таки этот тип заведений общественного питания очень крепко завязан на образ жизни,…

  • Гастрономический минимализм. Классика

    Классический набор. :-) Мне-то просто забавно, а вот тех, кто на несколько лет постарше, и успел застать соответствующую эпоху, должно пробивать на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments