Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Мэйл.ру и немного криптожурналистики

Знаете, друзья, что, согласно старому еврейскому анекдоту, было написано в Израиле в аэропорту на стенке? Там таки было написано "Не думай, что ты самый умный. Здесь все — евреи". ;-) Будем считать эту фразу эпиграфом ко всему, что будет написано дальше.

Ну-с, приступим. Рассказывать о том, "где Кура, а где твой дом", - сиречь, где я, а где IT-отрасль, я пожалуй, не буду, потому как это и так всем известно. ;-) Мои навыки программирования замерли где-то там, в 1990-м, на первых командах фортрана, набранных на клавиатуре полудохлой "Мазовии". Иными словами, скандал, который с неделю назад устроили в сети пиарщики Мэйла.ру, был бы мной, наверное, и не замечен, если бы остался в пределах отраслевой тусовки. Ну, в самом деле, мало ли приключается фигни между разрабами? Кто-то кому-то на мозоль наступил, кто-то где-то что-то не так сказал, - написали друг про друга пару пакостей, да на том и остановились. Но нет же ж! Нужно было выпустить тему в массы, презентовать ее СМИ. А тут уже, как говорится, "ты безносому рассказывай, что тебя тут нет". :-) Поневоле заметишь то, что отовсюду торчит. :-))

Итак, в чем, собственно, суть-то?
А все очень просто. Действующих лиц - два. В красном углу ринга гигантская мега-компания мэйл.ру, предоставляющая самые популярные услуги бесплатной электронной почты по стране. Услуги, конечно, стремные до предела - мэйловская почта дырявая настолько, что "через нее хорошо макароны отбрасывать", - но зато халявные. (Если кому интересно посмотреть подробности про слив миллионных баз паролей и прочие чудеса, - тот да наберет в поисковике сакраментальную фразу "взломали мэйл.ру"). В синем углу отечественная контора-разработчик, слепившая некую "почту для чиновников" под названием "Мой Офис Почта". Весовые категории... Ну, в среднем, как у Голиафа и Давида, учитывая уровень прибылей в стопиццот хренальёнов у одной стороны и примерно в шиш - у другой, еще не начавшей продавать, да, собственно, даже еще не закончившей разрабатывать свой продукт.
Звучит гонг.

Что в качестве гонга? Продвигая свой продукт, разработчики имели неосторожность полюбопытствовать, - чем же это таким чудОвым наши чиновники пользуются для служебной переписки, если специальных почтовых программ, должным образом сертифицированных и защищенных у нас нету? И оказалось, что секретные документы путешествуют у нас по кибер-пространству тем же путем, что предложения об увеличении члена - через бесплатные ящики. Причем чуть ли не больше всего - именно через мэйловские. Честно говоря, я этого слегка не понимаю, потому как по своей недолгой работе в Смольном помню, что нам это дело запрещалось. Ну, и если сети верить, моим давешним коллегам из Москвы и, как минимум, из Ебурга аналогично такие пенки запрещены. Так вот. "Гонгом" послужила публикация результатов этого любопытства - отчета, в котором, в частности, было высказано недоумение относительно такой ситуации, а бесплатная почта названа небезопасной для пересылки серьезных материалов, более или менее значимых для государственных органов власти.
Ба-а-амммм!

Боец в красном углу встал и пошел на сближение с противником. Не сразу, конечно. Потому что сперва надо было пересидеть эхо от майских событий. И июньских - тоже. Но таки да. И ка-а-а-ак размахнется! Бамц! Искры во все стороны! Четыре десятка публикаций в СМИ, бьющих по репутации противника как молот по наковальне! "Рекомендованную чиновникам для работы почту взломали за 10 минут"! Разработчикам "Моего офиса" остается только тихо сидеть, размазывая юшку по физиономии и робко оправдываясь.
Но вот тут вот и начинается самое интересное.

Отвлечемся от губительных результатов и громких заголовков и рассмотрим хронику событий.
Пятница. Половина первого дня. Сотрудник Мэйла.ру Карим Валиев публикует пост о том, как он за 10 минут тестинга вскрыл первую уязвимость "Моего Офиса".
Судя по всему, Карим Валиев является сверх-читаемым блогером, фейсбуковские посты которого журналисты читают постоянно и расхватывают как горячие пирожки! Круче Тёмы и Носика однозначно как минимум. Ведь буквально через три часа новость о том, что ему удалось "типа взломать" программный продукт другой компании, уже публикуется на сайте Ленты.ру! Еще через полчаса - на сайте Российской газеты и еще через час - в Общей газете!   И дальше - в течение суток еще по 38-и разным интернет-изданиям, включая украинские! Что тут скажешь? Остается только поздравить Карима Валиева с адской популярностью среди журналистов. Потому что иначе пришлось бы предположить, что сотрудники pr-службы Мэйла.ру озадачились рассылкой пресс-релиза об изысканиях Карима. Причем сделали это очень грамотно - именно в пятницу, чтобы не дать возможности "Моему Офису" парировать удар сразу же. А так - целые выходные в запасе! Можно порезвиться как следует, в том числе - на официальной страничке Мэйла.ру в фейсбуке. ;-)
Но мы же с чами вежливые люди, да еще и отягощенные корпоративной этикой, так что про коллег пиарщиков такого даже не подумаем, правда?

Ну,  а теперь наступает самая интересная часть Марлезонского балета.
Давайте подумаем, зачем Голиафу рынка почтовых услуг понадобилось бы (обратите внимание на это "бы", - без него будет утверждение, а так - предположение, ага?) со всего размаху бить настолько незначительного конкурента, да еще и ориентированного на тот сектор, который Мэйл.ру никогда не рассматривал как свой основной? Это же не массовый почтовый клиент разработали, а всего-то закрытый сервис для чиновников!
Обида на репутационный щелчок по носу? "Ответочка", - как кое-кто написал в комментариях?
Ну, увольте! Что за детский сад! После того, как Мэйл упустил в мае МИЛЛИОНЫ паролей/логинов, такой незначительный щелчок, как негативное упоминание в ряду прочих почтовых операторов в тексте исследования привычек российских чиновников - это не более чем щекотка.

А что же тогда?
Осмелюсь предположить (заметьте, всего лишь предположить!), что тут необходимо воспользоваться старинным правилом детективов всех времен и народов, и поискать cui, извините, prodest. Кому выгодно.
Потому что как показывает практика, такие вот информационные оплеухи никогда не отвешиваются "просто так, забавы ради, в свободное от работы время", как нас попытались убедить пиарщики Мэйла.ру. За каждой из них стоят реальные деньги, не один миллион в "зелени".
Может и здесь?

А ка-а-а-ак же! - ответит вам старый добрый Яндекс на запрос "мэйл.ру чиновники". И выдаст вот такую вот статью.

Безымянный

Опппачки!
Смотрите, какая интересная получается картинка!
Оказывается, Мэйл.ру так-таки питает солидные - в пять миллионов не наших рублей - интересы к государственному сектору! А уж на волне ипортозаместительной истерии - так похоже, даже не интерес, а аппетит. ;-) И "Мой Офис" со своим комплексным предложением тут ну вот ни разу не кстати!
Что обычно делают гиганты с теми, кто вертится у них под ногами на пути к кормушке, - сами знаете.
Чвяк!...

Какие же мы тут сможем сделать выводы?
А выводы вы, пожалуйста, сделайте сами. Все необходимое для этого я вам уже сообщил. Потому что одно дело историю рассказать, а другое - утверждать, что одна компания - гигант рынка бесплатной почты - совершенно откровенным образом попыталась злобно нагадить другой - изрядно меньшей - в процессе борьбы за потенциальный кусок бюджетного пирога. Просто потому, что может. А всех окружающих пиарщики гиганта посчитали такими тупыми, что они, авось, подоплеки и не заметят, проглотят все и так.
Нет-нет, сам этого я утверждать не буду ни в коем случае.
Я лучше еще раз вспомню ту фразу из еврейского аэропорта.
А то как-то складывается впечатление, что не все коллеги по пиаровскому цеху ее знают...

PS. Я надеюсь, все понимают, что высказанное выше частное мнение не является ни рекламой, ни антирекламой, а постоянно лажающий массовый почтовый сервис я не люблю исключительно как частное лицо? ;-) 

Tags: #журналюжество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "А вот зайца кому? Кому зайца!? Попрыгайца..." (с)

    Новый вид маскота - розовый кролик злопрыгучий. :) Не желающих брать раздатку догонит и... ;))

  • Интересный стаут

    Так. Сейчас я беззастенчиво буду рекламировать интересное пиво, которое мне довелось попробовать днями. :-) Отчего-то думаю, что это никого не…

  • Чего-чего он сделал?! ))

    Периодически проявления чужого креатива меня вгоняют в ступор. :-) Нет, правда, ну вот бывают моменты, когда ты просто замираешь и не знаешь, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments