Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

"Не сидят во "Вконтактах", в онлайнах, - они вкалывают на комбайнах" (с)

Познакомился я тут не так уж и задолго до начала нашего всеобщего карантина с прежде неизвестной мне профессией и незнакомой мне техникой. Правда, пришлось мне для этого выбраться примерно туда, куда Макар телят не гонял - в болота за Тёсово-Нетыльским, туда, куда ведет знаменитая Тёсовская узкоколейка. На торфоразработки, в бескрайние болота Новгородской области. Ну, и про технику речь, как вы сами понимаете, соответствующую.В общем, профессия о которой я говорю, называется, по факту, "комбайнёр". От того и заголовок поста такой. :-) Вот только комбайн тут используется не простой, а торфоуборочный.



В общем, что я могу сказать? Тёсовские торфоразработки - место примерно настолько же унылое, как болотистые пустоши возле Баскервиль-холла, не доходя до Гримпенской трясины, что в области Дартмур графства Девоншир. Как минимум, поздней осенью. Только менее холмистое, с большим количеством растительности и не в Англии, а в Новгородском районе Новгородской области.

Надо сказать, что вобще я наши северные болота люблю, знаю и считаю настоящим источником жизни посреди наших лесов. Жил бы в лесу, - кормился бы с болота, честное слово! Но вот если с болота сперва убрать мох, а потом удалить и торф, - получается ландшафтик не приведи, Господи! Не радующий.



И тем не менее, торф - дело прекрасное. Возобновляемый, естественный энергетический ресурс. Это вам, как говорится, не нефть, которую откачал, и живи как знаешь. В год его добывают порядка 120 миллионов тонн на всю страну, а естественный прирост запасов - порядка 250 миллионов тонн за тот же период. Крутая тема, должен вам доложить. В общем, если относиться к этому природному топливу с умом, - можно многого достичь. А после рекультивации мест торфоразработок все вполне себе встает на круги своя. Озера новые получаются с рыбкой и птицами, подлесочек вырастает с большими перспективами превращения не в строевой лес, конечно, но во вполне себе в такую чащу-пущу-гущу. :-)

В общем, суть торфоразработки в том, что по теплому сезону торф ворошат и рыхлят, выбирают из него коряги и всякую хрень, сушат на солнышке, а потом запускают по нему ползать вот такую вот машину - уборочный комбайн, собирающий сухую и рыхлую мелкую фракцию - то, что как раз и станет топливом. Получаются в результате вот такие вот роскошные бархатно-черные кучи мелкодисперсного торфа, как на правой фоточке выше. А комбайны эти самые - не самоходные, а прицепные к тракторам - выглядят вот так вот:



Слово "харвестер" можно не говорить, оно уже готовенькое буквально в воздухе висит. :-) Харвестеры и есть.



Ворошить и рыхлить в стародавние времена предполагалось вот такой вот техникой (это из "Техники молодежи" 1953-го страничка):


http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1953-12--num24

Собственно, обломки-остатки ее по сию пору на местной рембазе лежат. Тот самый "барабан с жестко посаженными ножками", о которых в процитированной статье из "ТМ" говорится. Но теперь вместо него используют технику не настолько профильно сконструированную. Просто срезают слой торфа бульдозерным ножом.

Тут, надо сказать, без вариантов. За неимением гербовой пишут на простой, как говорится. Потому что торфодобывающее предприятие, насколько я понимаю, тупо выживает в нашем прекрасном современном мире. Балансирует, можно сказать, на грани безубыточности. Потому что по нынешним меркам торф несовременен, всем газ подавай. Не вполне, правда, понятно, можно ли газ трамбовать в топливные брикеты, которыми можно печку топить там, куда газопроводы не дотягиваются, но это ладно. :-) И можно ли газ использовать в качестве удобрения на огороде. Ну, это, в целом, тоже, да. :-)) Понятное дело, это топливо сложно транспортировать на дальние расстояния. Проблемка, да. Мощности для переработки всего этого богатства "кладовой Солнца", если Пришвина цитировать, поближе к самой кладовой хрен подвинешь. В старые времена торфоразработке целая система узкоколеек полагалась, но в "святые 1990-е" узкоколейки по большей части поразобрали и сдали в металлолом ради будущей лучшей жизни и торжества рыночных отношений, так что тут уже без вариантов. Хорошо еще, что Тесовская дорога хотя бы малой своей частью эти времена торжества либерализма и демократии пережила.

В общем, я к тому, что техника вся весьма и весьма, как теперь модно говорить, возрастная и в прямом смысле слова замшелая. Сто раз починенная при помощи подручных средств и такой-то матери.



Но, тем не менее, все на ходу. Работает, не смотря и вопреки. А, того скорее, благодаря тому, что в ужасно-кошмарной тоталитарной стране моего детства всю технику делали с адовым запасом по прочности и с многократной страховкой от дурака. Примерно как автомат Калашникова, ага. Не то, что сейчас, в наше прекрасное и замечательное время свободного рынка и одноразового оборудования. :-) Боюсь, нынешняя наша техника столько тупо не прослужит, тем паче в таких условиях.




Ну, рембаза, как вы сами понимаете, значительно отличается от ремонтных и сервисных площадок условного "Комацу" или условного "Ламборгини" (любые совпадения с реальными брендами случайны). Чем (и как) есть, - тем (и так) и ремонтируют. Потому что "за неимением гербовой - пишем на простой" и никак иначе.





И, тем не менее, несмотря на довольно грустную картинку, которая создается по итогам просмотра моих фотографий, предприятие работает. С 1947 года, не останавливаясь. Добывают торф, рекультивируют отработанные территории, фигачат торфобрикеты топливные и сельскохозяйственный торфогрунт, продают все это счастье и ухитряются оставаться на плаву. Знаете, камрады, мне, как человеку, в январе закрывшему свое ООО, созданное в 2014-м, смотреть на вот эту вот живучесть, на способность оставаться на плаву, несмотря на многократно сменившиеся условия жизни и рынка, очень приятно. 73 года непрерывной работы - это очень круто. Кстати, сажая у себя дома цветочки в свежекупленный в магазине "Садовод" грунт "Садовая земля", вы отстегиваете пару рублей этим самым ребятам из Тёсово-Нетыльского. Сажайте, что ли, чаще фикусы! ;-)

Напоследок, чтобы чутка разбавить эту осенне-болотную атмосферу чем-нибудь забавным, давайте-ка я вам покажу продукт светлого дерзания технической мысли. Вот:



На обычном прицепе a'la телега по болоту, особенно осеннему, ты не проедешь вооще никак. Но ушлый местный народ собрал вот такие вот болотные сани. Цепляешь их к трактору, и везешь все, чего надо, хоть на самый дальний край торфяного поля. :-) Голь у нас по-прежнему хитра на выдумку и это дает определенную надежду на то, что мы вопреки всему выживем. :-)

Остается только добавить, что попал я в эти партизанско-болотные края благодаря прекрасному сообществу "Вершина" и лично доброму человеку Александру Павлову, чтоб он был здоров! Спасибо и ему, и сообществу, которым он рулит. Классно было.
А продолжение следует.

Tags: #побродильные_байки
Subscribe

Posts from This Journal “#побродильные_байки” Tag

  • Слегка запоздало, к минувшему дню рождения

    Должен признаться, я не люблю Довлатова. Прочел я, разумеется, все, что он написал в СССР и в эмиграции, мало того, - в семейном лексиконе у нас…

  • "Мое имя - стершийся иероглиф" (с)

    Нигде, пожалуй, мне настолько настойчиво не стучалась в голову эта песня Шклярского, как в селе Медведь, что на реке Мшага Новгородской губернии.…

  • "А за городом зима-зима-зима" (с)

    Выбирался тут надысь за город с соратниками на денек. Честно хотели пройти маршрутец километров в 30 от Старой Малуксы до Шапок через урочище…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments