Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Category:

Дао рассказчика. Дао учителя. Дао "пророка на горе"

Зашла тут как-то речь о том, почему я в свое время стал учителем и потратил на это, с моей точки зрения, благородное дело примерно четверть своей жизни. И вот заставил меня этот вопрос задуматься. А правда, на кой? Вот чего мне, если так уж посудить, не жилось спокойно? И кто меня подзуживал в "святые" - мать их три раза через клюз, осьминога им в зад и сапогом утрамбовать - девяностые выбрать именно эту работу? Мягко говоря, ни разу не денежную и вельми напряжную. Почему не стал мЕнЕджЕром, скажем, как тогда модно было, или экономистом, каковых в ту пору навыпускали больше, чем в условном БеНиЛюксе населения? :-)

И, призадумавшись, осознал я, что дело, на самом деле, в моих учителях. Но не в лучших из них, которых были единицы. А в остальных. В скучных, косноязычных тетках, усталых даже не от своей работы, а от самого своего существования, в припорошенных пылью от школьного мела дядьках, которые давно выродились в какой-то средний род, десятилетиями существуя в рамках женского коллектива, и научились даже вести себя как бабы. Глядя на них, мне хотелось что-то исправить. Даже черт с ним. Не исправить. Самому себе доказать, что можно вот все то же самое сделать иначе. Рассказать (да, в первую очередь - именно рассказать!) предмет так, чтобы стало интересно, чтобы даже тем, кому оно нафиг вообще не сдалось заниматься тем предметом, который я преподаю, стало, как минимум, забавно поинтересоваться им за пределами уроков.

В целом, я теперь, по прошествии четверти века, понимаю, что был, во многом, одержим грехом гордыни, вполне себе свойственным для того возраста. )) Но кому же в два червонца лет не хочется быть "пророком на горе", как это называл Дэн Симмонс? :-)))

"Когда я готовился стать школьным учителем, ...коронным вопросом, который обожали задавать нам профессора, было: «Кем вы хотите стать - пророком на горе или проводником в пути?». Суть этого вопроса заключалась в том, что существовало два типа учителей: «пророки», напоминавшие наполненные знаниями сосуды, которые время от времени переливали часть своих богатств в пустые кувшины учеников, и «проводники», которые подталкивали учеников к свету, пробуждая в молодых людях любопытство и жажду знаний. Отвечая на этот заковыристый вопрос, кандидат в учителя обязан был, разумеется, сказать, что хочет стать «проводником в пути»; это, в частности, означало, что хороший учитель должен не навязывать ребенку свои знания, а помогать делать собственные открытия. Я, однако, довольно скоро обнаружил, что мне больше нравится быть «пророком на горе». Знания, факты, открытия, вопросы, сомнения и все, что хранилось в моем переполненном бочонке, я с удовольствием переливал в подставленные емкости моих двадцати — двадцати пяти учеников... К счастью, существовало довольно много тем и предметов, которые меня весьма интересовали, в которых я более или менее разбирался и которыми мне от души хотелось поделиться с детьми. Я имею в виду мою страсть к истории и литературе, ...неравнодушие к памятникам архитектуры, умение рисовать и рассказывать интересные истории, ...способность занимательно излагать свои мысли на бумаге, среднее знание компьютеров, врожденное чувство направления, ненависть к войне вкупе с пристрастием ко всему военному... Иными словами, у меня было весьма много самых разнообразных интересов, чтобы оставаться «пророком на горе» на протяжении... шести лет. «И некоторые из этих лет, — как гласила надпись на некоем надгробном камне, — были совсем неплохими».

В общем, то, что я припер с собой к детям, - было умением рассказывать (именно рассказывать) мой предмет так, чтобы это было действительно интересно. Потому что оно и мне самому интересно было. :-) И, в отличие от многих моих коллег, это вот мое "мне интересно рассказывать так, чтобы вам было интересно рассказывать" я проволок с собой все без копеек 10 лет, что был учителем и вузовским преподом. Где-то - как флаг, где-то - как рюкзак, но таки да. Да простят меня те, кому "рюкзак" достался. :-))))

Самое смешное, что, подводя итоги всего этого времени, я могу с определенной гордостью назвать человека четыре-пять своими учениками. Они, разумеется, не стали историками. И - слава тебе, Господи! - не стали учителями, пусть участь эта минует их и впредь. Но им даже по прошествии времени интересна история, и, открывая очередную книжку о прошлом, они смотрят на нее с правильным и глубоко праведным базовым сомнением, подвергая испытанию истиной все, что им предстоит прочитать.

Я доволен. Мне кажется, вашему покорному слуге удалось, как это говорилось в старом и очень мрачном анекдоте, передать соль. Свое дао рассказчика, дао учителя я, как мне кажется, реализовал. И, видит Бог, отдал все долги, которые должен был отдать стране за бесплатное образование. Что-то я столько всякого наработал бесплатно, или почти задаром, будучи учителем и преподом, что теперь, как мне кажется, мы квиты. :-) Даже по нынешнему коммерческому ценнику. :-) Не то, чтобы оно в сравнении с вечностью было важно, но таки да.

А что особенно приятно, я не оказался "проводником в пути". Не поломал никому жизнь своими представлениями о правильном и неправильном, как это было принято среди моих коллег, что старше меня. "Я буду гордиться!" (с), что уж тут скажешь? :-) Протестантские проповедники четвертой волны в этом месте обычно говорят что-то типа "Могу ли я услышать "аминь"!?" :-))))

Tags: это_я_Господи!
Subscribe

Posts from This Journal “это_я_Господи!” Tag

  • На руинах

    Очень забавное ощущение я тут словил. Внезапно осознал, что мы - все наше поколение 1970-х годов рождения - провели детство на руинах. Я серьезно.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments