Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Статеюшка про ОПК

Попросили добрые люди написать статеюшку про "Основы православной культуры". При том, что я сам православный, мне затея с введением этого курса не нравится вообще ни одним местом. А почему - см. ниже



Невольник – не богомольник

Или почему питерским школам не нужен курс «Основы православной культуры»

Перспектива введения в питерских школах нового учебного курса – «Основ православной культуры» - стала этой осенью одним из главных поводов для беспокойства и споров среди родителей и учителей. Так нужно ли вводить новый предмет, или все-таки лучше обойтись без него? Попробуем ответить на этот вопрос, исходя из разных точек зрения.

С точки зрения логики

Когда программа новой учебной дисциплины предваряется сентенциями о патриотизме и необходимости лучше знать историю и культуру своей Родины, заявлять о ненужности нововведения становится как-то неловко. Конечно, фразы о том, что «Нельзя жить в России, не зная историю и культуру этой страны, учитывая, что 80% её жителей - русские. Надо помнить о том, что мы живём на земле, которую наши предки завещали нам, которую обагрили своей мученическою кровью, освятив её своими святыми мощами, обустроив и украсив храмами» звучат прекрасно. Проблема, собственно в другом: до какой степени нужно не любить детей, чтобы при нынешней нагрузке школьной программы навязывать им еще один предмет!? По существующим правилам, школьная программа не должна выходить за рамки 36 часов. А этот объем часов, мягко говоря, «утрамбован» плотно. Чем следует пожертвовать ради очередной причуды властей? Математикой, русским языком, двумя часами химии в неделю или двумя часами физики? Почему-то никто из родителей не рвется жертвовать часами, отведенными на иностранный язык: все знают, что в будущем знание его может стать источником того самого пресловутого «масла на хлеб». Что остается? История или литература. Но вот в чем беда: основные «несущие элементы» нового курса так или иначе включены в программы по истории и литературе. В чем тогда смысл нововведения?

Как следствие, «Основы православной культуры» должны стать факультативом, преподаваться сверх 36 часов, еще больше увеличивая нагрузку, становясь еще одной причиной переутомлений и стрессов.

С точки зрения этики

С другой стороны, конечно, идея в основе курса «ОПК» лежит более чем добрая. «Что значит - любить Родину? – восклицает в предисловии к питерской программе курса е автор Ольга Осадчая. - Это, прежде всего, почувствовать её душу. Не землю, не символ, не флаг, не строй, а то, что в ней родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить». Прекрасно сказано! Предположим, что мы сумели «раздвинуть» сетку расписания и встроить в нее новую дисциплину. Вот только, что делать детям из иудейских, протестантских, католических, мусульманских семей? Для них курс православной культуры – вещь не просто не нужная, но, в определенном смысле, безбожная и еретическая. Можно, конечно, читать параллельно курсы основ исламской, иудейской, католической культуры. Именно такой подход пропагандируют иерархи православной церкви. «Нужно, чтобы этот предмет изучался вариативно, то есть чтобы была альтернатива, возможность выбора у учеников, но в рамках школьной программы... Лучше всего это сделать в рамках так называемого регионального компонента», – считает глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Но стоит ли это делать? Времена нынче и так неспокойные, отношения между различными конфессиями и национальностями далеки от мирных. Так нужно ли их обострять еще более, что называется, с младых ногтей прививать детям понятие о разделении по расовым и религиозным признакам? Мусульмане, которым, казалось бы, предложенная митрополитом Кириллом идея должна была прийтись по нраву, считают, что не нужно. Заместитель главы Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин высказался как против введения курса «ОПК», так и против предложений ввести в регионах с преобладающим мусульманским населением преподавание "Основ исламской культуры". Иначе, по его словам, под угрозой окажется воспитание толерантности.

С точки зрения родительской заботы

И все-таки, может быть факультативное преподавание – это выход из положения? Формально, вполне может быть и да. Тем более, что тот же митрополит Кирилл признает, что «нельзя заставлять людей в обязательном порядке изучать основы веры и даже «Основы православной культуры», хотя этот предмет, как много раз говорил Святейший Патриарх, не религиозный, а культурологический". Но с другой стороны, он же считает, что «требовать от детей, чтобы вне расписания они еще изучали "Основы православной культуры" – это означает похоронить дело преподавания этого предмета». К тому же есть еще и кадровый вопрос. Кто будет преподавать навязанную школе «обновку»?

Сходная ситуация сложилась в годы перестройки с преподаванием предмета «Этика и психология семейной жизни». Возможно в нескольких школах города дела с этим курсом и обстояли как полагается: его читали грамотные, хорошо подготовленные педагоги. Но что происходило в остальных? Кто вел пресловутую этику? Одинокие усталые женщины с несложившейся личной жизнью, вечно мучающиеся от безденежья и от досады на себя и окружающих, пунцовевшие при слове «секс» и в каждом невинном вопросе учеников видевшие подкоп под свой авторитет. Такую ситуацию мне приходилось наблюдать и в бытность свою учеником, и позже, когда я уже сам работал в школе. Что они могли рассказать о семейной жизни? Какой этике и психологии они могли научить школьников?

Вести курс «ОПК» в большинстве школ будут педагоги такого же сорта. Непрофессиональные, наскоро обученные на специальных курсах. Что кроме ненависти к православию и русской культуре сумеют они привить детям? Хорошо еще, если равнодушие. Потому что в большинстве случаев преподавание дисциплины культурологического толка превратится в изучение «Закона Божьего», причем не в самом лучшем исполнении. Хорошая идея, на основании которой был создан новый курс, превратится в полную профанацию. Это уже не говоря о том, какой удобной трибуной может стать «новинка» для разнообразных сектантов тоталитарного толка! Пойди, проверь, не принадлежит ли учитель к той или иной «общественной организации» типа «Аум Синрике»!

Что же делать?

Выход один: не торопиться. Не пороть горячку, следуя безумным тенденциям педагогической моды, не поддаваться на провокации. Грамотный учитель истории и хороший учитель литературы способны сделать для пропаганды русской культуры, для того, чтобы привить детям любовь к родной стране, куда больше, чем спешно обученный на двухнедельных курсах «специалист», или фанатик, решивший «нести Божье слово» в том виде, в каком это слово понимает он сам. Сегодня ничего кроме зла преподавание нового курса принести не в состоянии. Понимают это, по счастью, и представители власти. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил журналистам, что введение в школах ряда российских регионов предмета «Основы православной культуры», он не одобряет. По его словам, «Не следует форсировать события, общество должно само придти к пониманию изучения данного предмета». И это – слова разумного человека.

Tags: #журналюжество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments