Надо сказать, что научная редактура обернулась еще и редактурой литературной. Я уж не знаю, как добрый человек переводил текст. Кажется, посредством компьютерного переводчика, причем не отлаженного. А там, где переводчик не сумел составить внятную фразу, он просто накидал перевод отдельных слов из предложения в произвольном порядке. Вот с этим вот э... барахлом мне сейчас и приходится возиться. Ну, тем не менее. Делюсь тем, что есть. Маленькими шматочками. :-)))
В армии Гитлера служило почти 18 миллионов мужчин. Более пяти лет она вела, вероятно, самую кровопролитную войну в мировой истории, какое-то время держала в оккупации почти половину Европы и все же потерпела полное поражение. Вермахт был не просто самой крупной армией в истории Германии. Это было миллионное войско, обладавшее большей властью, чем все когда либо существовавшие немецкие вооруженные силы. Присягнув на верность тирану, оно превратилось в инструмент диктатуры, в пособника безумной расовой войны, остававшегося верным режиму до самой смерти. Почти пять миллионов солдат вермахта погибли в ходе военных действий или плену.
Спустя десять лет после того, как в Германии в ходе демонстрации выставки «Преступления вермахта»[1] разгорелась беспрецедентая и затяжная дискуссия о виновности или невиновности вооруженных сил Третьего Рейха в событиях Второй мировой, пришло время расставить точки над «i».
Для этого есть все основания и возможности. С одной стороны, многие свидетели тех событий все еще пребывают в здравом уме и доброй памяти, но при этом достигли возраста, когда нежелание отвечать на вопросы отступает перед непреодолимым желанием рассказать о тяжелых и болезненных событиях их жизни.С другой, так называемые «дебаты о вермахте» вызвали к жизни целую волну исследований, которые позволяют нам сегодня создать новый и многоликий портрет армии Третьего Рейха . С третьей, с недавних пор перед нами открылась возможность исследования новых источников, хранящихся в архивах Восточной Европы. Наконец, был проанализирован огромный фонд протоколов британских секретных служб, осуществлявших прослушивание и запись разговоров заключенных немецких генералов и высокопоставленных офицеров. Их высказывания заставили задаться вопросом: как именитые военачальники расценивали военные преступления и войну в целом, в какой степени они сами были причастны к этим преступлениям?
Отвечая на эти вопросы, не стоит воспринимать вермахт как некий институт власти.. Речь должна, скорее, идти о тех людях, которые служили ему – генералах, офицерах, унтер-офицерах и солдатах, о якобы «совершенно обычных людях» из его рядов. Так что же в итоге? Можно ли говорить об армии солдат, которые «просто выполняли приказ», или эти молодые люди осознанно злоупотребляли данной им властью?
Как ограниченная предписаниями Версальского договора армия могла быть настолько хорошо вооружена, что оказалась весьма боеспособной уже в первые годы войны? Как немецкие вооруженные силы оказались втянутыми в нацистские игры? Как случилось, что изначально отрицательное отношение военных к Гитлеру изменилось? Как вермахт превратился в карательное оружие? Как он позволил втянуть себя в преступление против человечества? Что знали солдаты о преступлениях, творившихся на линии фронта и в тылу? Почему они не противостояли этому? И как режиму удалось добиться того, что несмотря на бесперспективность борьбы в последние годы войны, вермахт остался верен ему до конца?В основу этого данного исследования легли подлинные истории жизни солдат и офицеров, которые отражают, как в армии Гитлера происходили метаморфозы самосознания, поведения, понятия о победе и поражении. И речь здесь идет о людях разных национальностей, которые должны были воевать против немецких солдат, жили на оккупированных Германией территориях или пострадали от действий вермахта.
[1] «Преступления вермахта» ("Verbrechen der Wehrmacht - Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941 bis 1944") – передвижная выставка, организованная в 2001 году гамбургским Институтом социальных исследований. Реакция на нее как в Германии, так и за пределами страны была неоднозначной и вызвала множество дискуссий и споров. Консервативно настроенные немцы многократно высказывали недовольство тем, что представленные материалы разрушают сложившиеся представления о принципиальном отличии вермахта, от карательных органов – СС, СД и пр. Организаторы выставки декларировали, что их задача - не создание новых мифов ради вытеснения старых, а в трезвом и многостороннем показе достоверных источников. Тем не менее, многие материалы, - в частности, фотографии, представленные на экспозиции были признаны спорными, а их подборка – недопустимо тенденциозной. (Здесь и далее – примечание редактора).
заранее - прошу прощения: текстуха еще не вычищена до блеска, много стилистических ляпоффф
Да, не могу не поделиться "чудесами переводчика" :-))) Оказывается, "Нападению на СССР должна была предшествовать превентивная война", а еще офигенное возмущение немцев вызвало "нападение поляков на радиоведущего Глявица" :-)))) Млять, хорошо еще, что не написали "ди-джея" :-)))))))