Проект «Смешарики»: круглые цифры «круглой истории»
Стабилизация, выход страны из кризиса – это не только сухие цифры экономических показателей. Есть и другие признаки. Например, появление новых отечественных мультфильмов. Успешных коммерческих проектов, начатых буквально с нуля, от идеи, и развившихся в полноценный прибыльный бизнес.
Стабилизация, выход страны из кризиса – это не только сухие цифры экономических показателей. Есть и другие признаки. Например, появление новых отечественных мультфильмов. Успешных коммерческих проектов, начатых буквально с нуля, от идеи, и развившихся в полноценный прибыльный бизнес.
Казалось бы, что может быть несерьезнее, чем мультфильмы? Говорящие зверушки на фоне цветного «задника» как-то не вяжутся с солидным бизнесом. Так, в принципе, и было до последнего времени. Пока на экраны не вышли «Смешарики». Всего за полдесятка лет этот мультсериал превратился в полноценный коммерческий проект. Забавные круглые персонажи стали брендом, успешнейшей торговой маркой. Впрочем, обо всем по порядку.
Ab ovo
Историю «Смешариков» можно смело заносить в учебники, как классический пример бизнеса, начатого с нуля. Потому что, вопреки расхожим представлениям, для проекта не потребовалось ни базового капитала, ни спонсора или инвестора. Когда-то такие «фокусы» показывали Форд и Ротшильд, начинавшие дело почти без копейки в кармане…
Итак, больших денег не было, но была идея. Арт-директор проекта Салават Шайхинуров вспоминает: «Я тогда был арт-директором в компании Fun Game. Нчналось все с заказа на разработку персонажей для рекламы продукции одной кондитерской фабрики. Их должны были звать Сластенами. Придумали, отрисовали, и так они нам понравились, что жалко стало их отдавать. И я, решил, что это должен быть отдельный, самостоятельный проект – анимационный и мерчандайзинговый, на пару десятков серий, комплексный, с разнообразной сопутствующей продукцией. Продумали характеры, чтобы все девять (вначале их было двенадцать) героев вели каждый свою тему, а наш художник Аня Мальгинова предложила, как мы это теперь называем, «принцип Винни Пуха» – мир без антагонистов, без насилия. Я принес этот проект Илье Попову – он был директором Fun Game, и все завертелось. Мы вдвоем поначалу были, наверное, единственными, кто верил в этот проект. А потом уже сложилась команда единомышленников».
Начинать проект, не имея вообще никакого опыта в делах подобного рода, было просто невозможно. Поэтому двое «отцов-основателей» обратились за советом и помощью к продюсеру Анатолию Прохорову. «Пришли двое невероятно молодых ребят: художник Салават Шайхинуров и дизайнер и менеджер Илья Попов, - вспоминает он, - принесли первые наброски персонажей со странным именем «Сластёны». Я честно сказал, что это всего лишь любопытная затея: не было концепции и тех идей, которые могут дать мультгероям долгую жизнь. Что-то им посоветовал, предложил, а через два месяца ребята пришли снова: “Мы сделали все, что вы нам сказали, что дальше?”. В этот момент я понял, что с Салаватом и Ильей можно работать в команде». Во многом именно Анатолию Прохорову «Смешарики» и обязаны дальнейшим своим существованием: в команде появился человек, понимающий, по каким законам развивается кино-рынок, и умеющий использовать эти законы в своих интересах. Появились и средства на первые серии – грант Госкино. «В этом конкурсе может участвовать практически кто угодно, - объясняет Салават Шайхинуров. – Просто мы, чуть ли не единственные в срок сдали требуемые 20 серий, и нам выделили еще какие-то деньги. А потом проект постепенно вышел на самоокупаемость. Это западный опыт: ты выпускаешь не просто мульт-сериал (на телевиденье его купят за 50 долларов серию, а производство стоит в десятки раз дороже), а производишь образы. На эти образы, если они, конечно, заслуживают внимания, всегда найдется покупатель, так что можно будет работать дальше – производить следующие серии».
Примерно в то же время круглые персонажи получили свое имя – «Смешарики». Хотя вариантов была, как говорят, масса – Сластены, Булки, и еще добрая сотня вариантов. Очень скоро была готова и первая серия. «Первым сценарием был "Скамейка", - говорит ведущий сценарист проекта Алексей Лебедев. - В нем начали вырисовываться мир отношений и первые три характера. Потом постепенно в сериал вошли и другие персонажи. Поначалу с героями приходилось работать очень осторожно, для каждого подбиралась своя история, свои конфликты. Сейчас, конечно, гораздо больше свободы: с любым из персонажей может произойти все, что угодно, не взирая на возраст, темперамент и склад ума. Это, кстати, наш фирменный стиль, возникший сам по себе: герой во время одной серии может очень сильно измениться, его взгляды на жизнь поменяться на противоположные, но следующие серии не обязаны это учитывать - там будет разговор уже про другие истории».
От трех до девяносто девяти
Что же получилось? В первую очередь получился по-настоящему необычный мультсериал. С одной стороны – куда менее дидактичный чем мультфильмы нашего детства, с другой – совершенно иной, нежели диснеевская продукция, на которой в период упадка отечественной мультипликации успело вырасти целое поколение. В сериале, как это ни странно, нет бессмысленной «мульт-клоунады» Тома и Джерри. Нет и однозначной расстановки акцентов, деления мира на черное и белое. А главное, в мире Смешариков нет насилия. По словам одного из режиссеров проекта Алексея Минченок, «ты не увидишь, как наши персонажи бьют друг друга или увечат окружающий мир. Просто в нашем случае антагонистами являются не злые персонажи, а обстоятельства, с которыми сталкиваются и преодолевают наши герои».
Но при этом сценаристам удалось избежать и другой крайности – не «пересластить» сюжеты. Так что сериал, задуманный для публики в возрасте от 3-х до 9-и лет оказался настоящим семейным мультфильмом, - для зрителей практически любого возраста. «Это получилось само собой, - говорит Алексей Лебедев. – Просто в определенный момент я понял, что я могу написать пару-тройку историй ориентированных сугубо для детей, но если попробую писать их десятками, то сойду с ума. Я же не детский писатель. С другой стороны в голове сидела фраза Эйнштейна, по-моему, что если ученый не может объяснить свою научную теорию семилетнему ребенку, то он шарлатан. И я подумал, что можно попробовать писать маленькие истории на волнующие меня, взрослого (и не только меня) темы, но прилагать больше усилий, чтобы их проблематика и конфликтность была понятна и детям. И, кажется, что это сработало. Для меня самого было открытием, что если убрать из любого конфликта социальные, политические или другие "взрослые" сиюминутные контексты, его историю без смысловых потерь можно донести до детсадовца. Представляете, любую! Как миф. Некоторые наши знакомые пытались это оспорить, и проиграли кучу коньяка».
Анатолий Прохоров в одном интервью тоже вспоминал о таком споре: «Нашего сценариста Лешу Лебедева как-то коллеги упрекали: ”ты же пишешь для детей, и там многого нельзя говорить”. Он отвечал: “Нет, там все темы возможны, но надо их преподнести так, чтобы было понятно детям”. – “Ты же не можешь сделать фильм о проституции!”. И мы на спор сделали замечательный фильм “Горы и конфеты” - о продажной любви».
А Салават Шайхинуров добавляет: «В каждой серии есть свои “мульки”, которые продумываются на сценарном этапе. Получается трех-, а то и четрыерхслойный смысловой пирог для разных возрастных категорий. Один уровень – это для трехлетних детишек: упал-рассмеялся. Другой – для тиэйджеров какие-то прикольчики, третий- для взрослых, а четвертый – это уже для знатоков и ценителей. Это игра в киноцитаты, в аллюзии и так далее. Можете не верить, но мы использовали в сценариях практически все шекспировские сюжеты».
Шаг с экрана
С 2005 года руководство проекта начало продажу лицензий на использование «Смешариков» как бренда. Конечно, проект с самого начала задумывался как комплексный, но для выхода за пределы мультипликации, с одной стороны, нужно было заработать известность, доброе имя, а с другой – подготовиться к «наступлению широким фронтом». Анатолий Прохоров говорит: «Если ребенку нравится образ на экране, он должен сойти с экрана, шагнуть в руки, жить в его комнате, выглядывать из ванны, смотреть на него из холодильника и с занавесок. Впрочем, мы больше гордимся не нашими мягкими игрушками, йогуртами, сырками, канцтоварами, ранцами, обувью, конфетами, а книгами, ежемесячным журналом и развивающими компьютерными играми».
По словам генерального продюсера проекта Ильи Попова, первыми, кто поверил в успех «Смешариков», стали издательства «Эксмо», «Эгмонт» и «Новый диск». Сегодня число компаний, работающих с этой торговой маркой приближается к полусотне. В розничной торговле присутствует как минимум 700 видов детских товаров и продуктов питания, оборот которых в рознице составляет более $50 млн. А Салават Шайхинуров добавляет: «У нас уже больше полутора тысяч готовых наименований товаров, и столько же в разработке. Есчтественно, такой объем работ потребовал и расширения бизнеса, так что сегодня «Смешарики» превратились в настоящий холдинг команд. У нас есть свое издательство – «Умная Маша», есть Fun Game, которая занимается играми – компьютерными и настольными, есть, собственно, студия компьютерной анимации «Петербург», созданная специально под наш проект, есть веб-отдел, и есть большая команда, которая занимается дизайном, делает бренд-бук, разрабатывает стилистику. И работы хватает на всех. Правда, здорово мешают «пираты», но мы организовали специальную службу, которая занимается борьбой с ними. И уже есть первые успехи».
Что приятно: изображения персонажей, - будь то упаковка конфет, мягкая игрушка или этикетка на тюбике с зубной пастой – максимально соответствуют оригинальным. Если вам доводилось покупать игрушки для детей, - вы, наверное, знаете, насколько извращенной может оказаться фантазия изготовителя – китайского, или отечественного, все равно. «Культовые» персонажи типа, скажем, «человека-паука» или бэтмена, сделанные «на глазок», то и дело приобретают не предусмотренные в оригинальной версии косоглазие, искаженные пропорции тела и пр. Так, что порой такой игрушкой можно запросто напугать особо впечатлительного младенца. Со Смешариками этого, что необыкновенно радует, не происходит. Почему? Потому что компания сама разрабатывает промышленный дизайн. Причем любой товар, выходящий под «смешариковой» маркой, жестко сертифицируется, - дурная слава круглым обитателям страны Смешарии ни к чему.
Что впереди? Впереди богатые перспективы. По словам Алексея Лебедева сегодня на студии «Петербург» отснято около ста семидесяти мультфильмов, а число готовых сценариев приближается к заявленным в самом начале проекта двум сотням. Но на заявленном пределе «Смешарики» вряд ли остановятся. Так, к 2010 году планируется выпуск полнометражного мультфильма. По оценкам аналитиков, его выход на экраны увеличит обороты компании минимум впятеро. А к 2025 году в планах строительство парка развлечений. При этом, что показательно, в «раскрутку» проекта средства с самого начала практически не вкладывались. По словам Анатолия Прохорова, «Высокий уровень произведения – это хороший способ сэкономить деньги. Можно сделать плохую вещь и долго ее рекламировать – результат будет. Но, если ты сделал хорошую вещь, то деньги на рекламе можно сэкономить немереные».
«Вещь» и правда получилась хорошей. Со времен олимпийского Мишки у России не было своего национального бренда. Так почему бы этим брендом не стать «Смешарикам»?
Ну и подгрузом к тексту - баечка со студии :-))
PS. Тут по тексту корявины преизрядные встречаются, так я за них искренние извинения приношу. Статью ишшо ни корректор не смотрел, ни редактор не корежил :-)))