Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Было дело... Ну, самое последнее :-) Вы помните "комки"?

Первые кооперативы
Первые рекламные агентства и кооперативы появились в Ленинграде в 1988 году. Законодательная база для их появления создавалась постепенно: в 1986-м был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987-м последовало совминовское распоряжение «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» и только 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, в том числе торговлей. Нельзя сказать, что кооперативный бум начался сразу же: все-таки ни средств производства, ни стартового капитала у кооператоров не было. Поэтому и первая «кооперативная» продукция не отличалась особенным качеством. К тому же милиция еще долго «гоняла» частных предпринимателей, - просто по старой памяти: в СССР любая самостоятельная коммерческая деятельность была делом незаконным и даже подсудным. Однако постепенно частное предпринимательство начало набирать обороты, вызвав попутно к жизни такой доселе неведомый в советском союзе вид криминального бизнеса как рэкет.
Параллельно с кооперативами стали появляться и совместные предприятия, созданные с участием западного капитала. Одним из первых успешных СП Ленинграда стало кафе «Чайка» на набережной канала Грибоедова. 51% в этом деле принадлежал городу.

PS. Совладелец "Чайки" и ее же бессменный "хозяин" Петер Вольф умер от рака легких год назад. Славный был дядька. Очень хороший. Ну, такова судьба кабатчика в наше табакокурящее время.

PPS. Интервьюшка с Петером Вольфом. Святой 2002-й год, если не ошибаюсь.
Самый немецкий кабачок Петербурга:
Мода приходит и уходит, а "Чайка" остается

Вывеска с белой птицей, обнимающей крылом пивной бокал, появилась на набережной канала Грибоедова, 14 без малого пятнадцать лет назад. С тех пор успело измениться многое. По другому стал называться наш город, распался Советский Союз и объединилась Германия, и там и тут сменилось по несколько правительств, но "Чайка", - кабачок в немецком стиле, оформленный с уклоном в морскую тематику, уверенно продолжала свой полет. И все это время "на капитанском мостике" ресторана стоит его основатель и гостеприимный хозяин, - Петер Вольф. Кто же лучше него может рассказать об этом уютнейшем месте?

- С чего все начиналось? Как возникла сама мысль открыть в Питере немецкий кабачок?
- Это была совершенно сумасшедшая идея. Мы с моим приятелем, - два немца-туриста, шли в семидесятые годы по Невскому проспекту, и оба испытывали ужасающую жажду. Очень хотелось выпить пива, но сделать это было просто негде. Мы могли, конечно, пойти в «Березку» и купить себе пару бутылок, а потом выпить их в номере отеля, но это как-то нехорошо, не душевно. Или - отправиться в один из валютных интуристских баров, но они были настолько неуютными, что действовали на гостей просто отпугивающе. И тогда мы решили, что когда-нибудь откроем здесь кабачок. В то время нас высмеяли все знакомые, но в 1987 году начались переговоры об организации в Ленинграде совместного предприятия. Это и было началом нашей «Чайки».
- Первые годы были тяжелыми?
- Нет, напротив, дела шли очень неплохо. Всем хотелось, чтобы «Чайка» процветала: в годы перестройки наш ресторан был своеобразным указателем, - свидетельством того, что совместное предприятие может быть успешным. Весьма солидный процент наших акций принадлежал (и принадлежит по сей день) городу, поэтому городское правительство обеспечило нам всемерную поддержку. И если кто-нибудь скажет вам: «О, первые годы были такими тяжелыми!», - это будет неправдой. Потом было гораздо тяжелее. Из множества предприятий, основанных в те же времена, осталась только «Чайка». Прочих больше нет.
- В чем секрет такого долголетия и жизнеспособности?
- Дело, наверное, в том, что «Чайка» – не модный ресторан. На Западе есть такая тенденция: открывается невероятно модно и дорого оборудованный ресторан, который должен окупиться и принести прибыль буквально за два года, потому что мода спустя короткое время изменится кардинально. «Чайка» существует уже почти пятнадцать лет, и на протяжении всего этого времени хорошо посещаема. Мода приходит и уходит, а наш кабачок остается.
- Ваш кабачок выдержан в классическом гамбургском стиле. Почему вы остановились именно на таком дизайне?
- Потому что я сам из Гамбурга. Впрочем, это не гамбургский стиль в чистом виде, а, скорее, - морской, ганзейский. Это очень подходит для портового города, для места, где сильны морские традиции, - как для Гамбурга, так и для Петербурга. Мы специально продумали интерьер таким образом, чтобы отразить в нем оба города.
- Но тогда и кухня должна быть соответствующей, со своими специалитетами. Подают ли у вас, к примеру, лапскаус?
- Нет, лапскауса мы не подаем. Это блюдо слишком специфическое, на любителя, к нему нужно сперва привыкнуть. Мы, конечно, специализируемся на немецкой кухне, но, как мы говорим, на немецкой кухне без фанатизма. Поэтому, например, одно из наиболее популярных наших блюд – это итальянское карпаччо.
- А что из немецкой кухни можно попробовать в «Чайке»?
- Видите ли, такой вещи как «немецкая кухня» не существует в природе. Есть кухня северогерманская и баварская, вюртенбергская, саксонская и померанская. И назвать что-то общенемецкое очень трудно. Попросите, к примеру, жителей разных областей России дать вам рецепт настоящего борща. Вы получите несколько сотен совершенно различных рецептов. Так же обстоит дело и в Германии. Впрочем, из блюд, которые принято считать классическим немецкими, у нас есть «Баварский завтрак», жареный картофель с ростбифом, сосиски, тюрингские и нюрнбергские жареные колбаски с квашеной капустой или картофельным пюре, гамбургская сельдь. Но к нам приходит самая различная публика с разными вкусами, и это было бы неверным путем, - высоко поднять флаг и заявить: мы готовим только блюда гамбургской кухни! Ведь есть те, кто этого не хочет, а мы должны следовать желаниям гостей.
- Но пиво у вас настоящее немецкое?
Конечно. Это северогерманский «Jever» и «Hardinger» – белое нефильтрованное баварское пиво. В отличие от обычных сортов, которые делают из ячменного солода, этот - варится из пшеницы. Кроме того у нас есть «Балтика» и «Бочкарев». Забавно, - что русские наши гости предпочитают «Hardinger» и «Jever», а немецкие чаще заказывают российские сорта.
- А почему в самом немецком кабачке Питера русский шеф-повар?
- Потому что он прекрасно готовит. Какая разница, немец он, или русский, если он хороший повар? Главное, чтобы дело делалось, а наши гости оставались довольны.
- Что вы считаете самым важным для «Чайки»?
- Для нас самое важное – сохранять качество сервиса, и даже повышать его. В этом – и залог нашего успеха, и, в то же время, – причина массы проблем. Нельзя просто записать в уставе: «у нас хорошее качество», и на том успокоиться. Мы хотим, чтобы наш гость, выходя из «Чайки» думал о том, что сюда стоит вернуться. Это – знак блестящего успеха. Только так можно надолго продлить свое существование.
- Тогда у вас должно быть множество постоянных клиентов!
- Да, постоянных клиентов у нас много: кто-то приходит к нам два-три-четыре раза в неделю, другие появляются пару раз в месяц. К этим гостям у нас особенно трепетное отношение. Есть, кстати, и те, кто, приходя к нам, говорит: «Я был у вас 10 лет назад, и тут все так же хорошо». Им очень приятно, что «Чайка» все на том же месте, и внутри все тоже так, как было. Может быть, на стенах прибавилось фотографий в память о визите короля, или президента, но сам ресторан от этого не меняется.
 
Tags: #Санкт-Петербург, #это_мой_город
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments