Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Журналистика - йок. Пара злых слов о любимой профессии. Ничего личного. Не нытье.

С каждым годом, как ни посмотри, журналистика становится все более клиентоориентированной. Причем клиентом в данном случае является отнюдь не читатель, а тот, кто платит. В любом виде - является спонсором издания, ивестором, рассчитывающим потом отбить свои вложения или просто рекламодателем, покупающим некоторое количество газетных площадей.
Нет, совершенно понятно, почему оно так. Главная причина заключается в том, что на деньги от от тиража, проданного в розницу и от подписки издание не проживет. Не те бабки, угу. Потому что полиграфистам - заплати, транспортникам - заплати, сетям распространения заплати столько, сколько всем остальным хватит на полгода, а еще ведь родной коллектив есть, который тоже о денежке мечтает и на свои оклады с гонорарами жить собирается. :-)
Поэтому без рекламы, без спонсора, без инвестора - никуда. Это уже аксиоматично.
Но вот какая штука. Хорошо, если спонсор или инвестор не вмешиваются в производственный процесс. Хорошо, если они задают некое общее направление, и на этом - все. Скажем, так, как это было с журналом "Город". Это же просто мечта любого редактора - такой инвестор или спонсор, который бы сказал: "Хочу журнал про кролиководство!", или, к примеру, "Сделайте мне газету хороших новостей", или, наконец, "У меня тут жена рассказы пишет, хочу литературный журнал, чтобы один рассказ в номер был ее, а остальные - на ваш выбор". Ну, что вы, такие персонажи водятся только в сказках, да еще в мечтах первокурсников журфака, мечтающих, что вот как закончат они вуз, да как начнут "заниматься творчеством"! :-))
И еще: хорошо, если рекламодатель чистит уши хотя бы раз в полгода и способен в результате услышать, что ему говорят. К примеру, что кислотно-зеленые буквы на гламурно-розовом фоне - это не самая лучшая находка для оформления рекламного модуля банка. Или что стишки по типу "Если стал ты мужик не ах, / если колет и жжет твой пах, / обладания не теряй, /*** применяй" - вершиной рекламной мысли не являются. (я название медикамента на всякий случай называть не буду, чтобы на меня никто не обиделся, а то нынче мода какая-то дикая пошла за писанину в интернет-дневнике к суду привлекать). :-) Про стишки, кстати, - это отдельная песня. Дивные вирши про торты одного хлебозавода, которые "люблю все больше год от года...", развешаные в вагонах метро меня просто сразили :-) Но, возвращаясь к теме об ушах рекламодателя, не могу не сказать, что адекватных клиентов за более чем 7 лет копирайтерской практики я встречал чуть больше двух десятков.
При этом большинство рекламодателей, равно как и большинство инвесторов со спонсерами, даром, что не имеют никакого понятия о некоторых чисто технологических особенностях СМИ, изготовлении рекламных модулей, написании рекламных и информационных текстов и пр., имеют пренепременнейше свое ВИДЕНИЕ и свое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
Я помню, в одной дивной конторе мы с версталями сговорились выпивать по стопке за каждое произнесение этих слов клиентом, так за пару месяцев работы чуть не спились нафиг. Мда.
Причем неандерталец, малевавший олешков охрой на скале, чтобы потом всласть покидаться в ник палками, обладал гораздо большим художественным вкусом, чем большинство клиентов, с которыми мне приходилось иметь дело. А уж что до ясности рассудка и умения выстраивать логические цепочки, то обитатели сухумского обезьянника дали бы им сто очков вперед. :-)
По одной причине. Тот, кто дает бабки, считает, что раз он платит, то пусть все будет "по евонному" и никак иначе. То есть если он считает рекламой вышеприведенные стишки, сочиненные его супругой рано утром в процессе дефекации, то изволь печтатать, мля! И если он хочет надпись через всю полосу "Вася - казел", то пусть так оно и будет, потому что он так представляет себе черный пиар, и никак по-другому. :-))
Вывод: вследствие какого-то закона вселенского маразма рекламодатель, инвестор, спонсор всегда хочет говна. И хоть расшибись, объясняя ему, что лучше все сделать иначе, - он тебя просто не услышит, потому что считает, что прав.
При этом он искренне не понимает, какого черта нужно платить больше за всякие хитровывернутые штуки, которые ему предлагают профессиональные копирайтеры, редактора, журналисты, дизайнеры, системщики. Ведь тетимашин племянник, что в соседнем подъезде живет, согласен сделать эту работу всего за пару тысяч рублей и сникерс в качестве аванса!
Кой черт, скажем, платить 60 тысяч за раскрутку сайта, если компания "Пупкин и сыновья", обретающаяся в подвальчике под спртзалом, готова взяться за эту работу за 5 тысяч? Ну и что, что у них ничего не вышло? За такую сумму можно все повторить, подрядив компанию "Сыновья и Пупкин", что за универмагом в сарайке практикует. И в остальном все так же. "А нам не нужен ваш копирайтер, у нас секретарша отличные тексты пишет!"
И хоть ты расшибись, но не объяснишь дураку, что текст про страхование зарубежной недвижимости для делового журнала не стоит начинать со слов "У меня аж мурашки по спине побежали, когда одна подруга сказала мне, что..." и заканчивать подписью "Зина Квартиркина". Хоть убейся об стену, но не прошибешь железобетонную уверенность, что слоган "Дадим всем и незадорого" - не лучшее решение для рекламного модуля ипотечного агентства, особенно, если на заднем плане фотка с девушками, что у них в операционном зале сидят. :-))
Говоря иначе, потребительский уровень заказчика еще ниже, чем потребительский уровень современного потребителя пива, которому мало того, что все равно, какую мочу пить. В качестве иллюстрации представьте себе человека с атрофированными вкусовыми рецепторами, который, тем не менее, уверен, что он гурман невероятный, или кастрата, который пытается выглядеть знатоком и любителем женщин. Мда.
А следствие из этого одно, причем самое печальное.
В современной российской журналистике, в нынешних наших СМИ, никому не нужны профессионалы. Никому не нужна высококлассная, профессиональная работа. Потому что это а) дорого, б) слишком сложно. Клиенту, по факту, нужна всего лишь имитация качественного продукта, а не сам качественный продукт. Потому что "пипл схавает".
Поэтому сотрудник, который, сцуко, будет путаться под ногами и мешать производственному процессу отмывки бабла, пытаясь убедить клиента сделать все не "на коленке", а профессионально, практически не имеет шанса "остаться в живых". Ведь его, черта такого, услуги стоят немалых денег, а знания и навыки нужны не каждый день. Да еще и скандала с ним не оберешься, когда он клиенту с гиппопотамьим затылком возьмется втирать, что рекламный модуль, нарисованный его сыном за завтраком манной кашей на салфетке - это, конечно, здоровская семейная реликвия, но не материал для публикации. Что тут спорить, если затылконосец принес портфель денег и хочет его заплатить, чтобы эта херь была напечатана на разворот? А он спорит...
Может проще вывести его за штат, нанимать раз в полгода, если клиент-гурман явится, а на каждый день вместо него двух девочек нанять? Ну и что, что у них ни образования, ни опыта нет, зато они не спорят. И на копеечный оклад согласны, не то, что этот, привередливый... 
Вот и процветают в итоге разнообразные "комсомолки" и "столичные комсомольцы", "аргументы" и прочая разнообразнейшая желтая херь, обслуживаемая "молодыми динамичными командами", набранными из неоперившихся желторотиков, согласных на любые условия труда и любые, самые мизерные оклады. Потому что СМИ - средства массовой информации - давно превратились в СМС - синтетическое моющее средство. В стиральный порошок для отмывки денег.
Можно стократ говорить о свободе слова, о демократических СМИ современной России и пр. Но вы оглянитесь! Где вы видите сегодня свободные СМИ? Никакая советская цензура не брала прессу в оборот настолько жестко, как это сегодня сделал бизнес.
Да, разумеется, за опечатку в заголовке, преращающую фамилию "Путин" в "Тупин" нынче не расстреливают. Не то, что в 1940-х, когда за превращение "товарища Сталина" в "товарища Сралина" головы летели горохом. Но в каждой газете есть ограничения. Про такого-то ничего плохого не пишем, он любовник нашего спонсора. Компанию сякую-то не упоминаем, ее не любит тесть нашего градоначальника. Чиновника этакого-то не пишем вообще, потому что хорошего написать нечего, ра будем ругать - он нас закроет. И так далее.
В общем, подводим итог. Журналистика, какой она была 5-10 лет назад, - едкая, непредвзятая, объективная, - больше не существует. СМИ перестали быть четвертой властью. Они превратились в послушный инструмент первых трех властей.
И это охренительно печально.
Потому что означает это только одно: не хочешь прогибаться - сваливай. Для вольнодумцев и романтиков в этой профессии места больше нет.

PS. Меня тут здорово цепанул вот этот вот пост товарища interviwer. Другой взгляд на проблему. Но в том же духе, в сущности.
PPS. Да, а о рекламодателях и говнорекламе я уже вывешивал однажды ссылочку на пост okula_pera: http://okula-pera.livejournal.com/976.html#cutid1 ППКС, как говорится.
Tags: #журналюжество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments