Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

«Лаборатория будущего» и экономический кризис

Эдак слегка злобненько. Просто статеюшка для доброго человека. Но все по делу.


Постоянные разговоры о кризисе, потоком льющиеся с экранов и со страниц газет, уже давно никого не пугают. Потому что народ, переживший перестройку и павловскую реформу, приватизацию и деноминацию, такими мелочами уже не испугать. И тревожит сегодня, по факту, одно: как сложная экономическая ситуация отразится на школе?

Постепенно, исподволь, маленькими шажками, времена менялись и, как говорится, изменились в конец. Державшаяся на чистом энтузиазме учителей, существовавшая на мизерные бюджетные ассигнования, загнанная в угол многочисленными экономическими экспериментами власть предержащих, петербургская школа как-то незаметно подняла голову. Сыграли свою роль и национальный проект «Образование», и дополнительные выплаты из городского бюджета, и активность родителей (Потому что, как ни кинь, а во многом благоденствие школ держится именно на родительских кошельках). А главное, - то, что где-то наверху вспомнили старинный принцип, - тот, кто заботится о молодежи, заботится о своем будущем.
Разговоры о школе зазвучали на самом высоком уровне. Президент Дмитрий Медведев, скажем, призвал всячески повышать престиж работы учителя, вводить доплаты и премии, переоснащать школы. Не отстала от него и губернатор Валентина Матвиенко. На проходившем в августе минувшего года Городском педагогическом совете она заявила, что «на петербургскую школу возложена особая миссия», назвала ее «лабораторией будущего», а учителей сравнила генеральными конструкторами этой лаборатории. И вроде бы все стало хорошо и почти благополучно.
Однако только-только наступившие светлые времена могут вновь перемениться не в лучшую сторону: с наступлением, как это теперь принято говорить, сложной экономической ситуации в стране, питерская школа оказаласьперед лицом тех же проблем, что и полтора десятилетия назад.
Первая из них – неминуемое следствие экономической нестабильности и снижения уровня жизни населения – демографический спад. Буквально пару лет назад школе удалось выбраться из демографической ямы. Спад рождаемости в, мягко говоря, непростые времена ельцинского правления привел к тому, что в школах было не набрать полноценных классов, упала потребность в учителях, и, как следствие, была во многом утрачена нарабатывавшаяся годами методическая база. Опытные учителя, специалисты высочайшего уровня были вынуждены менять профессию, уходить из педагогики: прожить на мизерную учительскую зарплату было попросту невозможно.
Сегодня мы можем вновь оказаться в том же положении, совершить те же ошибки. Потому что ожидеть демографического всплеска в условиях, когда зарплата ниже плинтуса, а над головй нависла перспектива увольнения, - это уже не оптимизм даже, а просто глупость. А значит все начнется сначала. И без поддержки со стороны государства и города, без привлечения средств благотворительных фондов удержать «лабораторию будущего» на плаву будет просто невозможно.
В этом – наша вторая проблема, вторая опасность. Если ассигнования на школу сократятся, - мы можем потерять все достигнутое за последние годы. Потерять кадровую базу. Вновь остаться с протекающими потолками, окнами, забранными фанерой, устаревшими учебниками, древним оборудованием и прочими прелестями существованиями на архискудный бюджет. Допустить это мы просто не в праве. Хочется верить, что с вершины пирамиды государственной власти эта ситуация видна отчетливо.
Мало того, ассигнования на школу необходимо в условиях кризиса не только сохранить, но и увеличить. Потому что тяжелое положение в экономике страны чревато еще одной проблемой. На этот раз, касающейся не только школы, но и каждого, у кого есть дети. У родителей становится все меньше и меньше свободного времени. Стараясь удержать прежний, привычный уровень жизни, они, что естественно, работают все больше. Это правильно, это благородно. Но тем меньше времени у них остается на общение с детьми, на их воспитание. Школа способна поддержать их, придти на помощь, во многом взяв на себя обеспечение досуга детей и подростков. Сегодня у нас есть для этого и возможности, и все необходимые специалисты. Дело за малым, за дополнительными ассигнованиями на внеклассную работу. При наличии достаточно скромных дополнительных средств, внеурочную деятельность школы можно развить до необходимого уровня. Но будут ли эти ассигнования?
Сегодня мы в определенном смысле стоим на распутье. И выбор у нас невелик: удастся сохранить петербургскую школу, или мы ее потеряем.
Tags: #журналюжество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments