Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Приятно: журнал "Нева" публикнул рецензию на моих "Иезуитов.

Автор выходит за рамки сложившихся канонических представлений об истории Третьего рейха в целом и срдена СС в частности. Поднятые им темы, несмотря на более чем полувековую давность, все еще болезненны для многих народов. Сознавая это, автор неоднократно подчеркивает, что его цель — непредвзятое, беспристрастное исследование прошлого опыта, развенчание пропагандистских мифов, а не комплексная ревизия бытующих в научном и обыденном сознании воззрений. Подробно рассматривается история становления гитлеровской Германии, НСДАП, СА, СС (охранных отрядов, созданных в противовес СА, полубандитским, полукриминальным национал-социалистическим штурмовым отрядам Э. Рема). Фанатично преданные лично Гитлеру, а не другим партийным руководителям, СС с самого начала позиционировались как элитарные войска. Анализируются структура СС (СД, гестапо, зипо, орпо…), задачи и функции СС, правила отбора в войска СС, система воспитания и боевой подготовки, традиции, этические ценности, кодекс чести СС. Проводится четкий водораздел между гвардейцами СС и палачами, недочеловеками из особых подразделений СС, созданных специально для проведения карательных операций и охраны лагерей — для кадрового солдата войск СС предпочтительнее было самоубийство, нежели подчинение приказу о переводе в зондеркоманду. Парадоксальность организации СС, по мнению автора, в разнонаправленности ее задач: это и попытка возродить традиции рыцарских тевтонских орденов с духовным центром в замке Вевельсбург, и стройная организация, объединявшая подразделения по поддержанию порядка в стране (полиция, тайный сыск, элитные воинские подразделения); и бесформенный конгломерат самых разных структурных элементов, собранных воедино с целью сконцентрировать в одних руках как можно больше власти. Значительное внимание уделено символике, атрибутике, ритуалам Черного ордена. Черные мундиры с серебром дубовых листьев на петлицах, “мертвая голова” — серебряный череп на головном уборе, руны, свастика. Символика не оригинальна, многие элементы воинского обмундирования приняты были и раньше, в армиях других стран, мистический подтекст в знаках отсутствовал. В необычном свете предстает Г. Гиммлер (с 1926 года — глава СС): разум великого магистра ордена, занятый богами и героями темных веков, Одином и Вишну, реинкарнацией и Валгаллой, верой в миссию Тевтонского ордена, плавно дрейфовал между тем, что принято называть “благородным безумием” и настоящим сумасшествием. Чтобы разобраться в истории СС, автор ищет ответ на кардинальные вопросы. Как случилось, что Германия, “страна господина профессора”, какой она была в начале ХХ века, буквально в одночасье превратилась в казарму? Почему немцы так безоговорочно были преданы Гитлеру? И были ли? Какие рычаги влияния использовали гитлеровские идеологи для манипуляции нацией? На поверхности — пагубный для экономики Германии и самосознания немцев Версальский договор, полуразрушенная в ходе Первой мировой войны и репарациями страна, деструктивная политика социал-демократов и коммунистов. Крамольная мысль: в первые годы пребывания Гитлера у власти немцы были благодарны ему за то, что при нем Германия стала выбираться из постоянной нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Политические воззрения лидера НСДАП в этой ситуации стали вторичными. Чтобы понять метаморфозы в немецком самосознании, автор обращается к истории Германии, исследует особенности немецкого менталитета, сформированного насыщенной войнами историей страны и религиозностью: почитание военных и верность присяге, святость понятий чести и верности. Свою роль в формировании “нового немецкого мышления” сыграли и особенности обывательских воззрений, и регулярная пропагандистская и идеологическая обработка детей, молодежи, взрослых. Значительное место в исследовании уделено феномену, имевшему место в Германии в середине прошлого века: погружение в Средневековье, обращение к изысканиям богоискателей и романтиков, неоязычеству, оккультизму, древнегерманской истории и религиозным скандинавским культам. Источником национальной идеи должно было стать великое германское прошлое, самые мощные импульсы которого, казалось, скрыты в дохристианском прошлом Германии. (В ХХ веке члены войск СС мыслили категориями, свойственными временам крестовых походов на Восток.) Поиски своей идентичности в прошлом завели немцев далеко, пагубным оказался тезис, что немецкий народ — лучший из всех и имеет право вершить судьбы других. В ходе расследования развенчиваются и некоторые устоявшиеся исторические мифы. Германия не является родиной антисемитизма — корни этой “древней страшилки” следует искать в античности, другое дело, что фашистской Германии был нужен образ врага, и она нашла его. Концлагеря изобрели не в Германии — первые появились в ходе англо-бурской войны в начале ХХ века. В среде членов СС не был повально распространен гомосексуализм — идея, популярная среди искателей грязноватых сенсаций, не соответствует действительности: рейх ориентировал своих подданных на многодетность, за гомосексуализм грозило исключение из рядов СС, а то и концлагерь. Автор опровергает и обвинения в тотальной аморальности и жестокость всех без исключения немцев: большинство солдат вермахта были обычными людьми, которые пошли на войну не по зову души и велению сердца, а потому, что “так надо”, среди них были и тупые исполнители и мечтатели, хладнокровные убийцы и благороднейшие люди. Среди “крамольных” идей автора и мысль о том, что далеко не все созданное в гитлеровской Германии плохо по определению: при всей абсурдности ряда специальных программ по воспроизводству улучшенных образцов арийцев в рейхе была разработана действенная пропаганда материнства и четкая система материальных поощрений семьи. Автор считает, что его книга поможет понять, какого в действительности мощного врага победили наши деды и прадеды, снять комплекс вины с современных немцев, не несущих ответственности за деяния своих обманутых отцов и лишить национал-социализм притягательного ореола. Именно отсутствие объективной информации — причина столь модной сегодня среди молодежи романтизации нацизма, ибо вера молодых в бульварные версии — “поиск Святого Грааля”, “магия Черного ордена”, “наследство атлантов” и прочее таинственное, а потому притягательное — столь же свята и непоколебима, как вера старших в мифы, созданные военными пропагандистами. В тексте приведены биографические справки о политических и военных деятелях Третьего рейха и их предшественниках и “учителях”.



собственно, отсюда: http://magazines.russ.ru/neva/2008/12/zi14.html
Tags: #моикнижки
Subscribe
  • 7 comments
  • 7 comments

Comments for this post were locked by the author