Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Единая пресс-служба для системы образования России. Мой весенний доклад.

Доклад на круглом столе Комитета Государственной Думы по образованию на тему "Правовые основы и перспективы взаимодействия общественных институтов, семьи и школы в духовно-нравственном воспитании гражданина России".

Государственная Дума, Малый зал, 22 марта 2010 года.
 

Я понимаю, что все уже слегка устали, поэтому предложу вам немного отвлечься и посмотреть картинки. Картинки очень простые – скриншоты интернет-страниц. Я банально пролистал интернет-контент за последние три мартовских недели, в поисках того, что наши средства массовой информации пишут о школе, о системе образования и так далее. При этом я не производил никакого тематического отбора, - это действительно весь информационный поток. Собралось 11 очень характерных публикаций, позволяющих очень отчетливо судить о том, как позиционируется школа в СМИ, а значит и в общественном сознании.

Итак, поехали.

- «Получив новый статус, школа начала избавляться от лишних учеников».

- «В Волгоградской области учителя подрались из-за губернаторской премии в 50 тысяч рублей».

- «Школьный директор вымогал взятки, краснея от стыда».

- «Оптимизация или рейдерство? В Петербурге закрывают среднюю школу».

- «Классный триллер. Кто защитит ученика от жестокости одноклассников?»

- «В Сормовском районе Нижнего Новгорода разгорелся школьный скандал».

- «Драма в Черкассах. Школьники пинали подругу ногами, а мальчишки снимали на мобильники».

- «Школьный войны, эпизод 2».

- «Получившая выговор из-за издевательств над ученицей директор школы выбрана депутатом».

- «Павел Астахов разберется в школе-интернате Коми».

Это самые свежие за март месяц публикации о школе. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на логотипы изданий, что это за СМИ? Это массовая, самая читаемая пресса.И ни одной позитивной, - за 21 день 11 негативных публикаций. А позитивные только на официальных сайтах школ. Естественно, есть «Учительская газета», естественно, есть питерские «Педагогические вести», да, много есть газет - внутренних, внутрикорпоративных. Но кто их читает?

Потребитель услуг? Нет. Что пишет массовая пресса о реально хороших делах, о достижениях, о том новом, что происходит в системе образования? Ничего. Это никому не нужно. Белые публикации никому не нужны. Нужны желтые.

Мало того, как показывает практика, в большинстве случаев речь не идет ни о каких журналистских расследованиях (а чаще всего такие статьи позиционируются именно как журналистские расследования). Речь идет о банальном раздувании скандала из ничего, для того чтобы поднять читаемость, поднять тираж, для того чтобы заполучить лишнего читателя.

А вот теперь у меня законный вопрос. Мы на этом круглом столе очень много сейчас услышали о том, кто что хорошее сделал в плане школы практически на всей территории России. Но если о хорошем широко не рассказывается, а публикуются только статьи вот о такой дряни, - будет ли приветствоваться и получать поддержку все это новое и хорошее? Ответ простой: да никогда!

Я понимаю, эта ситуация сложилась не сегодня и не вчера. Как мы в 1991 году начали падать на колени и каяться перед всем миром в существующих и вымышленных грехах, на радость нашим западным друзьям разваливая всё, что попадалось под руку, так и продолжаем этим заниматься по всей день. Мы развалили систему социального обеспечения, систему медицины, а теперь добиваем школу. При этом, если копать глубже, - дело еще и в том, что мы убили систему централизованной пропаганды. Вы уж простите ради Бога, - слово "пропаганда" нынче не модное. Но, тем не менее убита система государственной пропаганды, система контроля государства над тем, что пишется в СМИ. Никто не говорит о цензуре, но контроль должен быть. Не в том идиотском виде, в котором он существует сейчас, а реальный.

В результате на протяжении 19 лет в прессе творится полный беспредел. Рассмотренный мной в ходе подготовки в к этому круглому столу март-месяц –ещё довольно спокойный. На самом деле, если взять в среднем за год, то жёлтых публикаций будет гораздо больше. На протяжении 19 лет идет последовательное убийство имиджа школы, как таковой. Тут докладчики говорили о трижды притче во языцех - сериале «Школа», о том, что надо создавать ему какую-то альтернативу, что можно делать какой-то школьный канал… Но это никому не поможет. Для того, чтобы реанимировать систему образования, вернуть ей лицо, нужна системная, массовая, затратная информационная работа, инициированная либо с самого верхнего уровня государственной власти, либо, напротив, снизу, - со стороны ассоциаций школ, саморегулируемых организаций. И чем больше проходит времени, чем больше мы запускаем ситуацию, тем больше сил и материальных средств придется в эту работу вкладывать.

Как обстоит дело сейчас? Каждая школа, каждый директор школы - сами по себе. К каждому из вас придет журналист из газеты, ну, предположим, «МК где-нибудь там», или из местной редакции «Комсомольской правды», задаст полтора десятка вопросов, из которых полдесятка будет с «подковыркой». Вы, ничтоже сумняшеся, на них ответите. После чего ваши ответы будут вывернуты наизнанку в целях увеличения тиражности издания. Полагаю, с этим сталкивался практически каждый, кто работал в сфере школьного образования. И ни один суд не защитит вас. Никогда. Потому что журналист умеет работать с информацией, а вы – нет.

Как же быть и что делать? Смотрите сами: у государственных организаций, у органов государственной власти, у околовластных организаций существует всегда свой пул прессы – конкретные издание, конкретные журналисты, с которыми эти организации, эти структуры работают. Среди них есть оппозиционные издания, а есть издания проправительственные. Но все твердо знают, что вот эти люди работают с государственной организацией, или с городским правительством, и если они опубликуют какую-то информацию, - она будет изначально верной, не перевранной. Эмоциональная окраска будет придана каждый раз своя, но факты никто наизнанку не вывернет. Даже если они напишут плохо, - за каждым их словом будет факт. Работой с этими СМИ занимается специально сформированная пресс-служба. Естественно, ни одна даже самая «навороченная» школа не может позволить себе содержать пресс-службу. Но, тем не менее, она необходима.

Сегодня назрел момент для создания всеобщей пресс-службы системы образования. Пресс-службы, которая будет служить демпфером между СМИ и школами. Необходимо формирование пула прессы, пишущей о вопросах образования. И замыкаться на внутрикорпоративных СМИ нельзя ни в коем случае: массовый читатель – потребитель педагогических услуг – их просто не знает. Таким образом, поставлена сейчас ситуация в органах государственной власти. На мой мало просвещенный взгляд пора таким же образом выстроить систему отношений в сфере образования. Если получится на государственном уровне сформировать подобную структуру, это было бы первым шагом к тому, чтобы система образования начала выходить из того обморочного состояния, в котором она сейчас находится.

А состояние действительно обморочное. Подумайте сами, первая реакция обывателя на словосочетание директора школы будет какая? Школьные поборы, взятки. Первая реакция, которая будет на словосочетание "классный руководитель" - злоупотребление. Вот, чтобы этого избежать, чтобы с этим покончить, чтобы обыватель понимал: злоупотребления – это исключение, а не правило, необходима системная информационная работа. Пора делать встречный ход, перехватывать стратегическую инициативу в той информационной войне, которая сегодня ведется против школы.

На этом позвольте мое выступление завершить.

Большое спасибо за внимание.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments