Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Чудеса на всем скаку

В ходе развития казачьего движения на свет появился особый вид искусства конной езды, присущий в основном именно казачеству - джигитовка. В смертельной схватке, когда всё решали мгновенья, умение увернуться вовремя от удара, от аркана, поразить врага пулей на расстоянии, «схилиться» на бок лошади от острой пики, схватить на скаку оброненное оружие, подхватить и увезти от противника раненого товарища, - всё это было чрезвычайно важным.

Казачья джигитовка - вершина верховой акробатики, умение владеть конем без повода, слиться с ним воедино, на всем скаку, в эффектной и опасной атаке. Это боевое умение, передававшееся по наследству, от отца к сыну, без учебников, изустно. При этом умение, несмотря на «говорящее» название, именно казачье, а не горское. Мало известно, факт: кавказские горцы были прекрасными наездниками, а «джигитовать» не умели. То есть «джигитом» смелого, лихого наездника называли, но самый лихой из горцев не был таким «акробатом в седле», как казаки.
Станичные джигиты
В станицах этой лихой езде придавалось особое значение. Состязания в джигитовке проходили в торжественной обстановке: участников собиралось до 200 и более человек, съезжались на конях, с упряжью, разукрашенной серебряным набором, одетые в щегольские наряды, с оружием в дорогой оправе, ехали на площадь к церкви, где слушали молебен и окроплялись святой водой, после чего стройной колонной по три с песнями и бубнами двигались к месту состязаний.
Ну, а дальше начинался праздник: каждый стремился показать свое особое умение, выучку, перенятую у отца и деда манеру. На галопе и рыси подбирали с земли разбросанные монеты, а то и рюмку вина, да так, чтобы не расплескать, а, подхватив, не сбавляя карьера, выпить. Соскакивали с коня на полной скорости, вставали в седле, расседлывали вновь оседлывали коня, перепрыгивали из седла в седло, скакали на двух лошадях, стоя ногами на седлах. Отдельно соревновались в рубке лозы, а также во владении огнестрельным оружием. Причем снова на особый, казачий манер: стреляли с коня на галопе по чучелам из соломы, пропитанным нефтью, палили, не меняя аллюра, в платок или кусок бумаги лежащие на земле, в подброшенные в воздух папахи, а особо умелые стрелки ухитрялись на скаку разбивать пулей из винтовки брошенное вверх яйцо
Уставная езда
Во второй половине XIX века казаки превратились из иррегулярного войска в часть регулярной царской армии. С 1878 года процесс их обучения верховой езде был подчинен строевому уставу казачьей службы, снаряжение стало относительно унифицированным (хотя казачьи седла сильно отличались от общекавалерийских), а особые «ухватки» казаков были сосчитаны и описаны на бумаге. В частности и то, что для управления конем казаки ничего, кроме уздечки, не признают, а шенкель отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания. Главное искусство казачьего управления лошадью заключалось в том, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть. Ну и, конечно, в устав была включена джигитовка, как средство для развития смелости и ловкости всадников. При этом тем казакам, которые до службы не джигитовали, было указано заниматься сначала «приготовительными упражнениями к джигитовке» на деревянной оседланной лошади. После усвоения приемов рекомендовалось переходить к простейшим упражнениям на живой лошади и для ускорения обучения разделять казаков на смены по числу учителей, тоже казаков.
Уставная джигитовка разделялась на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком, и вольную, - показательную, без оружия, без вьюка и даже на неоседланной лошади. И если обязательная включала в себя буквально несколько приемов, самым «хитрым» среди которых была «эвакуация» раненого или просто спешенного товарища, то в вольной позволялось практически все, - любые прыжки, любые приемы, скачка под брюхом коня, задом наперед, и даже метание пики в цель.

Почти три четверти века поражали армейские «джигиты» воображение товарищей и пугали неожиданными маневрами противника, - сперва в царской армии, потом – в РККА. Но времена менялись, и изменились вконец: конные войска утратили свое значение, а лихая казачья скачка стала атрибутом цирковых номеров. И редко кто вспомнит сегодня, что такое «рыбка», «джирид», или рубка лозы. Старинное умение отошло в область чтимых, но не используемых традиций.

Сергей Кормилицын, Сергей Бурыкин
Tags: #журналюжество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments