Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Category:

Пиво – объект для инвестиций

Хорошее такое, добротное интервью с Магером. Про крафтовое пивоварение, пивное коллекционирование и вообще любовь к хмелю и солоду. Правильный он мужик и пиво правильное делает. :-)) 
Материал добрый человек Саша Попов делал для ныне покойного "Чифа". А я нахально, надеясь на доброе отношение автора, беру и публикую тут. :-) 
Итак, 

Сергей «Mager» Григорьев: Пиво – объект для инвестиций

Сергей «Mager» Григорьев, основатель контрактной пивоварни «Mager Brewery» и организатор пивного «Магерфеста», где представляются множество малотиражных сортов пива со всей России, рассказывает о новых тенденциях на рынке пивоварения в России и в мире, заступаетсмя за качество массового пива, а так же пытается предсказать пути развития пивоварения в пивной столице России – Санкт-Петербурге.

- За последнее время любовь к пиву обрела новые приметы. Если раньше пиво считалось, если так можно выразиться, «пролетарским» напитком, то сегодня появилось множество сортов по вполне «буржуазным» ценам. С чем связаны эти перемены?
- На самом деле вы озвучили один из популярных пивных мифов. Например, в старой России тот же портер или английские стауты были «дворянскими», «купеческими» напитками. Но советская власть уравняла все сорта в правах. Сегодня же снова происходит разделение пива по социальным классам. Но только несколько в иной проекции. Сейчас существуют два сегмента потребителей пива: тот, представители которого пьют импортные сорта или те, что сделаны на местных частных пивоварнях, и потребители, массовых лагеров, пива, произведенного большими корпорациями.
- У нас так называемое «живое» пиво появилось, в заслуживающих внимания количествах, не очень давно, всего несколько лет назад. На Западе оно было всегда?
- Западная пивная культура так же пережила ряд взлетов и падений. После второй мировой войны на рынок пришли массовые лагеры, и ситуация там не так уж сильно отличается от нашей. Другое дело, что на Западе сейчас происходит пивная революция, и очень многое меняется, хотя и не в таких масштабах, как хотелось бы.
Пиво, хотя и остается демократическим напитком, статус его начинает меняться. Оно уже не просто напиток, который утоляет жажду и так далее. Приходит понимание, что это напиток, обладающий собственным вкусом, ароматом. Например, сегодня есть целые школы пивных сомелье. А недавно был конкурс, пиво в котором номинировалось по 79 номинациям. Фактически, это уже уровень вина.
- Оценивается таким образом, понятно, продукция небольших частных или, как принято говорить, крафтовых пивоварен. Насколько их сегодня много на Западе, если говорить о проценте рынка?
- Во всем мире около 90% рынка принадлежит мировым корпорациям. Даже в Бельгии, самой продвинутой пивной стране, 70% рынка находится под корпорациями. Или возьмем Голландию. Голландские крафтовые пива стабильно занимают призовые места на разных международных конкурсах, но большинство голландцев все равно пьют «Хайникен». И так везде.
Но, тем не менее, тенденция роста крафтового пивоварения существует. Например, в США за последний год это 11% в стоимостном выражении. Произошел рост, впервые за несколько лет, этого сегмента и в Бельгии. В Голландии за последний год появилось 5 новых пивоварен. Для скромных размеров страны и учитывая количество уже существующих пивоварен – это весьма много.
Крафтовое пивоварение сегодня идет на подъем, и эта тенденция существует и у нас, и на Западе. Другое дело, что пока оно составляет весьма незначительный процент от общего пивного рынка.
- Есть ли на это какая-то реакция со стороны пивных корпораций?
- Большие компании уже пытаются производить премиум-сорта. Это говорит о том, что рынок для подобного пива не просто есть, но он постоянно расширяется. Даже 1%рынка в России - это уже гигантские деньги. Так что российский рынок крафтового пивоварения сейчас находится на старте. Сегодня для потребителя уже недостаточно жидкости с 5 процентами алкоголя и плотностью в 12. Потребитель хочет почувствовать вкус. И, собственно, именно в эту сторону идет и весь мировой рынок.
- Как давно на мировом рынке существует подобная тенденция?
- Считается, что с 1971 года, когда была создана CAMRA, ассоциация, которая своей целью поставила возрождение настоящего английского эля. Дело в том, что послевоенный бум прохладительных напитков как раз породил массовые лагеры. Лагер – это наиболее промышленно воспроизводимый и тиражируемый сорт пива, который очень хорошо продается в супермаркетах или под CO2, то есть под газом. А в Англии, например, существуют сорта, сегодня их можно купить и у нас, касковые эли, которые дображивают в бочке, и наливаются оттуда не при помощи газа, а с помощью естественного давления, при помощи насоса. И к началу 1970-х их доля на рынке очень сильно упала. И три человека открыли кампанию «За настоящий эль», желая возрождать настоящие английские эли. Сейчас в этой ассоциации около 50 тысяч членов, а сама она имеет весьма сильное влияние на европейский пивной рынок.
И, кстати, интересно, что взгляды участников CAMRA, еще пару десятилетий назад считавшиеся революционными, сегодня многими оцениваются как сверхконсервативные. Появилось новое поколение людей, интересующихся пивом, как пьющих его, так и производящих, для которых не столько интересны старые традиции, сколько эксперименты с новыми вкусами, часто парадоксальными.


- Насколько понимаю, разговор идет, в том числе и о легендарных BrewDog? Именно они, в частности, сварили пиво крепостью 55 градусов.
- В том числе. Вообще в BrewDog было много экспериментов. То, что подобная пивоваренная политика востребована рынком, говорит тот факт, что проведя IPO среди своих поклонников, компания собрала более 20 миллионов фунтов. В тех же США независимые пивные компании уже объединяются, поглощают друг друга и т.п. То есть, начавшись как небольшой бизнес, крафтовое пивоварение выходит на вполне серьезные рубежи.

Хорошее массовое пиво

- В России популярности крафтового пивоварения еще способствует и низкое качество массового пива…

- На самом деле я уже устал доказывать, что у нас в стране хорошее лицензионное пиво. Да, оно может быть безликим, нейтральным, никаким, но оно сделано с соблюдением всех мировых стандартов. Уверяю вас, что при слепом тесте 99,9% потребителей не отличат «Хайнекен» из Голландии от произведённого в Петербурге. Более того, я не отличу и сам. Чтобы решить для себя этот вопрос, я как-то попросил знакомых привезти мне несколько бутылок западного пива. Потом купил российские лицензионные аналоги и провел слепой тест. Пиво хранилось в одинаковых условиях, наливалось одинаковым способом в одинаковую посуду… Большинство сортов я не смог отличить.
- Но многие, однако, отличают…
- Действительно. Единственная проблема российского лицензионного пива – неправильное хранение. Если на Западе соблюдают стандарты хранения пива, то у нас оно стоит то в теплом помещении, то в холодильнике, испытывая перепады температур, хранится на свету и так далее. Но это не проблема пивоваров, это уже проблема продавцов.

Паб и пивная

- А есть ли разница в процессе питья пива у нас и на Западе?
- Разница есть. В Петербурге впервые в России появились традиционные пабы. Причина этого проста. Американская диаспора, экспаты, приехавшие в 90-е осваивать российский рынок, осела преимущественно в Москве, а представители Объединеного Королевства – в Петербурге. И у нас именно британская пабная традиция: все свои, тусовка. А не американская, как в Москве: «жги, гуляй!» Вот уже два способа западного потребления пива. Но они не слишком подходят для России. Во-первых, у нас привыкли обильно есть. Там в пивных этого нет. Во-вторых – там заказывают и расплачиваются за пиво у стойки. У нас же привыкли к официантам. Но пока нельзя четко сказать, что в России есть какие-то свои традиции. Они когда-то были, но исчезли. И пока страна их еще не нашла. Мы определяемся.

Пиво по контракту

- Что представляет из себя контрактная пивоварня «Mager Brewery». Для России, как я понимаю, подобный бизнес пока редкость?
- Контрактная пивоварня – явление весьма распространённое в Бельгии, Германии, Северной Европе. Это такая пивоварня в пивоварне. В этом бизнесе уже есть свои легенды. Например, Миккель Борг Бьергсё, называющий себя «пивовар-цыган», который путешествует по всему миру, и сварил уже около тысячи сортов. У него есть свой бар, своя марка, но нет своих мощностей.
У меня есть рецепт, с которым я прихожу в какую-то пивоварню и предлагаю им сварить по этому рецепту пиво, обещая, что все его заберу себе. Я делаю ограниченную партию, 2 тысячи литров, после чего этот рецепт уже не повторяется. И затем продаю сваренное пиво под своей маркой. У меня нет собственных мощностей, но я владелец марки и владелец рецепта. Чем удобна контрактная пивоварня – ты делаешь, что хочешь. Но и берешь все риски на себя.
- Какое пиво Вы сварили первым?
- Первое сваренное мной пиво называлось «Большое гнездо», и было посвящено рождению моего сына Всеволода. Сейчас, по многочисленным просьбам, я хочу повторить этот рецепт, правда в немного изменённом уже виде. Основная идея останется: бельгийский дюбель аббатского типа захмеляется большим количеством английского хмеля, но появятся новые нюансы. Будет оно называться «Большое гнездо One Year», и сварено будет к первому Дню рождения Всеволода. А началось все с того, что я где-то услышал, что раньше в Англии на рождение ребенка варили пиво, которое пробовали когда тому исполнялось 25 лет. И решил тоже сварить, но, правда, без столь длительного хранения.

Пивные инвестиции

- 25 лет – солидный срок хранения для пива…

- Почему-то в XVI веке пиво жило полгода, а нас почему-то только три дня… В тех же петербургских пабах спокойно продается пиво, привезенное из Англии м месяц назад. И не портится. И когда говорят, что пиво может не портиться только потому, что туда химия добавлена – это бред. Скорее всего, оно портится в силу плохой микробиологии. Что, конечно, не исключает плохих поставщиков или условий хранения. Но сегодня производятся сорта, хранящиеся и 25 лет. Это коллекционные сорта, и они стоят серьезных денег.
- Раньше собирали пивные этикетки, а сейчас коллекционируют само пиво?
- В США уже многие пивоварни запрещают продавать свои сорта на электронном аукционе Ebay. Проблема в том, что как только пиво появляется, выстраивается очередь, и через двадцать минут бутылку уже можно купить в интернете за неплохие деньги. Там можно, например, найти пиво по тысяче долларов за бутылку. А непосредственным посетителям в пабе пить нечего.
Что же до собирания пива – это даже не коллекционирование, а инвестирование. Я, например, в позапрошлом году прикупил себе ящик английского «Thomas Hardy's Ale» 2009 года. Он был сварен в расчете на хранение, и производитель обещал, что он может храниться 25 лет. Его производство прекращено, и изредка заходя на Ebay, я с удовлетворением вижу, как он постоянно поднимается в цене. Это уже тоже отрасль пивного бизнеса – производство ограниченных тиражей для коллекционеров.

Пивная столица

- Петербург сегодня является лидером по числу пивоварен – в городе их 35. Как считаете, с чем это связано?
- Питер традиционно считался пивной столицей, и потому неудивительно, что сегодня он стал лидеров в России и по числу крафтовых пивоварен. То есть потребитель у нас оказался более подготовлен к непривычным сортам пива, чем где бы то ни было в России.
- Насколько оптимистично вы смотрите на будущее петербургского пивоварения?
- Я очень осторожный оптимист. Я понимаю, что сегодня публика еще не готова к пришествия массового крафтового пивоварения. Но, в тоже время, потенциальных поклонников крафтового пивоварения у нас весьма много. Это те, кто пьет, скажем, «Гиннес» за 250 рублей, потому что он где-то слышал, что это лучшее пиво в мире. И больше ни про какие сорта он не слышал. Эьтой аудитории просто надо объяснить, что вкусных и интересных сортов гораздо больше, чем они считают.
Но все развивается.
- Именно для такого объяснения, как понимаю, и был создан «Магерфест»?
- 90% вкуса рождается в голове. И если человек услышал, что какой-то сорт самый лучший, то он его и пьет. А если его посадить, объяснить что-то про другие сорта, налить немного на халяву… Вот тут и начинается…
На прошлом «Магерфесте» было представлено около сотни сортов. Некоторые сорта были сварены специально для фестиваля: овсяный стаут, ежевичное пиво, пшеничное пиво на грани немецкой и бельгийской традиции. 14 английских пивоварен привезли нам Русский Имперский стаут, пиво с очень интересной историей.
Но, к сожалению, этот фестиваль пока так и не стал бизнесом. Он не приносит прибыли, только убытки. В прошлом году я сказал, что проводил его в последний раз, но, все-таки, этим летом он состоится снова. Считайте, что это мое маленькое хобби.
- Что и говорить, для фестиваля были сварены очень необычные сорта. Вряд ли они смогли бы пользоваться массовым спросом.
- Эти сорта были сварены только один раз, как эксперимент. Они и не рассчитаны на массовый спрос. Есть сленговое слово «гик», означающее человека, фанатично следящего за разными техническими новинками. А есть и пивные гики: люди, которым интересно постоянно пробовать необычные сорта пива. Но эта прослойка, которая сегодня двигает рынок, она очень узкая.
Пока у нас не существует заведения для пивных гиков, где бы постоянно представлялись новые сорта необычного пива. Люди просто боятся инвестировать в подобное, считая, что пока нет большой аудитории для подобного заведения. Но все развивается. Несколько лет назад, когда я пытался продвигать в Петербурге бельгийские пивные сорта, мне говорили: кому они нужны, кроме тебя и твоих друзей? Сегодня же бельгийское пиво можно купить уже в нескольких местах. Так что все развивается.

Бедовал Александр Попов


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments