Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

А что, народ, помните "Инвайт плюс"? ;-))

"Инвайт плюс"... Волшебный порошок нашей юности. :-)) Эдакая быстрорастворимая пакость со слоганом "просто добавь воды". :-) Идеальное средство для превращения говенной водки в приемлемую для питья жидкость, а водицы из ближайшего болота - в лимонад. :-)) 
Честно говоря, иногда пробивает ностальгия. :-) Не то, чтобы это было так уж вкусно, просто летом 1995-го все были моложе, трава - зеленее, а солнце светило ярче. :-) 
Ну, в общем, не о том речь. А речь, по факту, о "папе" "Инвайта" - Сергее Выходцеве. Он же, кстати, кто не знает, "папа" каши "Быстров". Похоже, манька была у мужика на быстрорастворимых продуктах. :-)) 
Интервьюха с ним была подготовлена для журнала the Chief, но поскольку "Бобик сдох, одна медалька осталась", дай-ка я этот текст вывешу тут, в тихой надежде, что автор на меня не будет в обиде. Уж больно интересный персонаж, право слово. 
Правда, сразу надо предупредить, про всю эту быстро-мутотень он не говорит ни  слова. Разговор - про молодых бизнесменов и вообще за жизнь. :-)


Сергей Выходцев: Я не бизнесмен, я – предприниматель

Слоган из рекламы напитков Invite - «Просто добавь воды» - давно стал частью городского фольклора. Кашу «Быстров» вспомнит, наверное, каждый, - это тоже уже почти легенда. Но, как ни удивительно, Сергей Выходцев, - человек, благодаря которому Россия познакомилась с этими «инновационными», как сказали бы сегодня, продуктами, даже не считает себя бизнесменом. Потому что ему интересен не результат, а, как говорится, сам процесс.

- Если не знать о ваших новых проектах, можно решить, что вы ушли из большого бизнеса, успокоились и занялись общественной деятельностью, как и многие легендарные бизнесмены 90-х годов... Ведь если вы сегодня где-то и появляетесь, то рассказываете лишь о GSEA - Международной Студенческой Премии в области Предпринимательства.
- Я сразу хочу уточнить, что бизнесменом себя не считаю. Бизнес - это что? Например, - Норникель, Газпром - вот это бизнес. А у меня, к счастью, такого бизнеса нет. Я - предприниматель. Мне интересен именно сам процесс, мне интересно постоянно придумывать новое, мне интересно делать старт-апы. Деньги, безусловно, играют не последнюю роль, но если мне станет неинтересно, если я прекращу получать от проекта удовольствие, «фан», то я уйду и займусь чем-нибудь новым.
Если же говорить о том, почему я занимаюсь этим конкурсом - все очень просто. Я получаю от этого «фан». Я особо хочу подчеркнуть, что я не получаю от этого денег. Даже наоборот - вкладываю. Это - хобби. У каждого есть вещи, от которых он в этой жизни получает удовольствие. Женщины, лошади, коллекционирование... Для меня это пройденные этапы. Сейчас я получаю «фан» от общения с молодежью. Когда я вижу, как у них горят глаза, когда я вижу их амбиции, то вспоминаю свою молодость, сам начинаю испытывать такие же эмоции, как и они.
- Почему Вы выбрали именно эту премию?
- Можно было, безусловно, создать что-нибудь самому, но проще все-таки взять франшизу. Во-первых, ты никогда не знаешь, какие подводные камни тебе встретятся, во-вторых, это очень престижная премия, самая, пожалуй, известная в мире в своей области, и представлять ее честь. Я, кстати, объясняя молодым людям, как вести бизнес, всегда говорю им: обязательно рассматривайте вариант франшизы. Возможно, это будет удобнее и выгоднее. И вот я сам и последовал своему совету.
- Вы были в жюри этого конкурса, каковы Ваши впечатления?
- Я принял участие в финале международного конкурса, который ежегодно проходит в Нью-Йорке. В почетном жюри помимо меня были несколько предпринимателей с мировыми именами из США и Европы, профессора из Гарварда, Стэнфорда и LBS, известные журналисты... Мы посмотрели сотни заявок со всего мира, весьма интересных, и мне стало очень обидно, что в этом конкурсе не участвует Россия. Вот так все и решилось. Это был ноябрь 2010 года. В январе 2011 мы с единомышленниками начали готовить программу GSEA к запуску в России, а в апреле 2011 уже начали официальный прием заявок.
- В чем вы видите задачи этой премии в России?
- Задач много. Это и внедрение международных образовательных инициатив по популяризации предпринимательства, и обеспечение доступа молодых предпринимателей к международной деловой сети контактов создание площадки для поиска и реализации возможностей финансовой и инвестиционной поддержки бизнес-проектов молодежи от международных венчурных фондов, бизнес-ангелов и предпринимателей. Но, на самом деле, я вижу свою задачу как некоего катализатора, моя задача - создать среду и предпосылки чтобы в России начали появляться молодые предприниматели.
- У вас много единомышленников?
- Удивительно, но гораздо больше, чем можно предположить. Кто-то дает деньги, кто-то работает с молодежью, кто-то помогает еще в чем-то. Этим занимаются вполне богатые состоятельные люди. Весьма занятые, кстати. Потому что им так же интересно, как и мне.
- Если говорить про молодежь в бизнесе, есть отличие между нашими молодыми предпринимателями и западными?
- Отличие есть, и меня это очень огорчает. Да, все эти молодые люди имеют горящие глаза, высокие амбиции и так далее. Но если западный молодой человек воспринимает как норму наличие в своей стране массы курсов для предпринимателей, бизнес-инкубаторов и т.п, то у нас этого нет. Например 18-летний парень откуда-нибудь из Южной Африки прекрасно понимает все нюансы экономической жизни. А у нас не менее талантливый молодой человек не может, порою, даже говорить на одном языке с инвестором, который готов вложить деньги в его бизнес.
- Значит, в России не хватает бизнес-образования?
- Качественное бизнес-образование отсутствует вообще. Вот я, например, зашел в один весьма известный в Петербурге ВУЗ, где обучают искусству быть бизнесменом. И берут, кстати, за это весьма хорошие деньги. И спросил у преподавателей: “А какой у вас есть опыт в предпринимательстве?” И услышал, что никакого опыта у них нет. Я не знаю, может быть, эти люди великолепные экономисты, прекрасные преподаватели, но как можно учить тому, чего ты не знаешь? Могу в качестве примера сказать, что знаю только одно заведение, где преподают предпринимательство на том уровне, как это должно быть. Это в Москве. Люди, заработавшие свои капиталы в 90-е, решили инвестировать в образование, открыли ВУЗ и теперь рассказывают о своем опыте студентам читают лекции.
- А государство молодых предпринимателей поддерживает?
- Работать с государством сложно. Все мои знакомые предприниматели и бизнесмены делятся на две категории. Одни говорят - все хорошо, никаких перемен не надо. Другие - что или перемены, или они отсюда уедут. Я нахожусь четко в середине. Я воспринимаю государство, как улитку. Она медленно, но движется в нужном направлении. Но если вы попытаетесь улитку поторопить, как-то испугать ее, то она просто спрячется в свой домик и все. И никакого движения. Поэтому это очень сложный вопрос. Да, что-то делается, но очень тихо и медленно.
- Предприниматель - это сумма знаний и умений или все-таки талант?
- Безусловно, это талант, искра Божья. Но, например, если человеку дан от Бога, например, голос, то все равно ему необходимо образование, чтобы он мог использовать свой дар максимально возможным образом. И с талантом предпринимательства так же.
- Молодые предприниматели в вашей программе чем-то отличаются от вас молодого?
- Ничем. Те же горящие глаза, безумное желание работать, амбициозность. И это очень радует. Например, один парень из моей программы, живущий в провинции, получил в наследство квартиру в Москве. Действия обычного человека - бросить все и уехать жить в Москву. Этот же парень продал квартиру и вложил все деньги в свой бизнес. Я ему говорю: “Они у тебя не смогут отбиться на данном этапе”. Он: “Я понимаю. Но я хочу развивать свое дело”. И вот поэтому мне так нравится общаться с молодежью.
- В вашей программе молодежь, в основном, из провинции или из столиц?
- У нас очень часто говорят о том, что вся жизнь в России проходит в Москве и Петербурге, ну, в крайнем случае, в Нижнем Новгороде. А это не так. И очень приятно видеть, что появляются ребята со всех концов нашей страны. Ну, например, из Северобайкальска. Ну что сказать про этот город, чтобы никого не обидеть... Замечу, что у меня обычно переспрашивают, и не верят, что такой город есть. И этот парень, который там живет, сделал мощнейший проект по отдыху на Байкале. Он выиграл финал нашего конкурса в России, мы отвезли его в Нью-Йорк, и там он вошел в десятку. Мы не ожидали такого высокого результата. Но в этом году, трезво себя оценивая, мы уже хотим войти в пятерку лучших. У российских ребят есть для этого все возможности.
- А кто занял в этом году в GSEA первое место?
- Людвик Маришейн, парень из Южной Африки. Его компания Headboy Industries была основана в 2007 году. Ее флагманский продукт - DryBath, то есть «СухаяВанна». Это единственный в мире очищающий лосьон для тела. Идея принимать душ без воды получила большую популярность в странах, где вода на вес золота. Сегодня на поставку DryBath уже заключили контракты несколько армий разных стран, в частности, такой крупной страны, как Индонезия. Вот такой уровень на этом конкурсе. И то, что мы вошли в десятку - говорит очень о многом.
- Кто может принять участие в этом конкурсе?
- Любой молодой предприниматель, если он имеет реально работающий бизнес и при этом учится.
- Что самое сложное для молодого предпринимателя?
- Самое сложное в собственном деле - это начало. Можно вспомнить ракету, которая расходует 85% энергии только на то, чтобы просто оторваться от земли. Именно на начальном этапе и происходит основная часть работы и приходит основная часть проблем. Именно в это время и умирает основная масса фирм. А ведь это все происходит, когда предприниматель не имеет, практически, никакого опыта. И я вижу свою задачу в том, чтобы максимально облегчить вхождение молодого предпринимателя в бизнес. У меня сейчас есть проект: я обещал вырастить миллионера. То есть, чтобы молодой человек заработал на своем проекте в концу года миллиона долларов.
На самом деле, я думаю, что в России уже вырос свой Марк Цукерберг, который заработает миллиарды. Думаю, что до того времени, как мы узнаем его имя осталось три, ну, максимум, пять лет.
Если в России предпринимательская активность порядка 5%, и, понятно, что говорить о наполняемости бюджета рано, то в развивающемся Китае налоги от предпринимательства составляют около 60% ВВП. И вот в эту сторону необходимо двигаться и нам.
- Путем катализации?
- Да, именно так. Вот я поговорил с вами, вы это поняли, написали статью. Ее прочитало некоторое количество умных людей. Кого-то идея зацепила. Он, в кругу своих друзей, сказал: а вот, ребята, есть такое дело... И нас уже стало во много раз больше.

Беседовал Александр Попов



Ну, и подверстом - коротенечко биография фигуранта. Очень харАктерная. :-)



Сергей Выходцев родился в 1969 г. во Владикавказе. Окончил юридический факультет МГУ, а также прошел обучение в Stanford University по программе Executive Education.
Начинал предпринимательскую деятельность в самом начале перестройки с продажи “командирских часов”. Первую партию он привез в Москву в конце 1980-х, когда двадцатилетним прилетел сюда из Читы, где служил в Забайкальском военном округе. Часы Восток” были куплены по дешевке в гарнизонном военторге. Поняв, что спрос есть, Сергей переехал в Москву, и часы собирались уже здесь. Запчасти покупались на Чистопольском часовом заводе, а сборочный цех был сделан в Менделеевском общежитии.
Следующим этапом стала Африка. Сергей Выходцев уехал в Южную Африку, и прожил в Зимбабве, Малави, в Боцване, Южной Африке, Мозамбике 5 лет. В Африке Выходцев занимался low budget accommodation – сеть маленьких очень дешевых гостиниц и различный сопутствующий сервис. Он с партнерами обслуживал модный тогда вид туризма бэкстеперство (путешествие с рюкзаком) на маршруте Мозамбик –Малави – Замбия – Зимбабве – ЮАР. Потом этот бизнес был продан партнерам, и Сергей Выходцев в 1995-м году вернулся в Россию с идеей растворимого напитка Invite.
Слоган “Invite, просто добавь воды" стал частью фольклора. В мае 1998-го года бренд Invite был продан западному инвестору, а Сергей начал выпускать "Продукты удобного приготовления" - завтраки, супы и т. д. Но произошедший в том же году дефолт убил бизнес, и Сергей снова покинул Россию.
Он уехал в Гималаи, прошелся по Тибетскому плато, спустился в Индию и закончил в Гонконге, открыв там свой фонд первый фонд venture capital. Вскоре ему удалось привлечь гонконгские частные капиталовложения, и в России появились каши “Быстров”, которые весьма скоро заняли до 80% рынка “быстрых” продуктов. Появившиеся в сентябре 1999-го за год увеличили месячный объем выпуска от 50 тонн до 300 тонн. Оборот компании в 2001 году, по разным оценкам, составлял около 100 млн долларов. Затем Выходцев продал принадлежавшие ему акции международному холдингу CS&T. Сегодня «Быстров» выпускается в рамках совместного предприятия с международной компанией Nestle.
Вскоре Сергей продал и этот бизнес и продолжил работать в области venture capital. А в декабре 2005 года в Москве, в «Усадьба-Центре» состоялся бизнес-ланч, посвященный выходу на российский рынок био-овсяного продукта VELLE и открытию абсолютно новой продуктовой категории «Био-овсяные продукты».Сегодня патент Velle распространяется в мире на 106 стран. Например, в Финляндии этот продукт производится под маркой Yosa. В январе 2012 бренд Velle вошел в 10-ку самых успешных молодых брендов России по версии Forbes.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments