Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Category:

Свеча на берегу Онеги

Всякий храм - свеча Господу. Что там Владимир Семенович пел, помните? "Купола в России кроют чистым золотом чтобы чаще господь замечал" (с)
А если свеча не только Господу светит, но и людям, - есть в этом особенная правда.
Вот так вот и церковь Успения Богородицы - с одной стороны, церковь, а с другой - маяк. Чтобы рыбаки, ушедшие на Онегу, видели, где их берег, куда править, чтобы попасть домой. Высокая, стройная, она была видна очень издалека. 42 метра в высоту, да еще на самом высоком месте берега. Верная примета, несменяемый ориентир.

20140926_120031 20140926_120204

Очень, кстати, жалею, что не увидел ее с воды. Так, как задумывалось строителями. Хотя есть вот такой вот старый документальный фильм про Кондопогу, черно-белый еще, - можно посмотреть, как это выглядит:



Ну, едем дальше, как говорится. Две вещи в храме Успения поражают, что называется, "влет". Во-первых, при том, что выстроена она аж в 1774 году, пахнет в ней свежим смолистым деревом. Гигантские, в мой обхват бревна, из которых сложены стены, два с половиной столетия сохраняют нежный аромат, как в сосновом бору в солнечный день. Бог его знает, какая там биохимия процесса, но это впечатляет. Обычно старые деревянные постройки пахнут не так.

20140926_123343 20140926_123422

А второе маленькое рукотворное чудо выглядит, если смотреть снаружи, вот так:

20140926_123521 20140926_123851

Видите, - окошки разного размера и на разной высоте? В этом - вся хитрость. Все сделано так, чтобы в тот или иной церковный праздник, в заутреню или в обедню солнечные лучи освещали именно ту икону праздничного ряда на иконостасе, которой посвящен сегодняшний день.
Нет, вот вы представляете себе? Для того, чтобы такое придумать, нужно было обладать врожденным пониманием сценических эффектов, какое и не снилось нынешним шоу-мейкерам. А еще - совершенно невероятными инженерными познаниями и пространственным воображением запредельного уровня. Пойди, спланируй такое заранее, при том, что сперва строится церковь, а иконостас делается уже потом! Честно, мне себе даже не представить, как это все можно спланировать.



К слову сказать, предстоящие на иконостасе то ли помоложе немножко, то ли "поновлены" в конце позапрошлого века, а вот праздничный ряд, как и центральная икона Господа во Славе, - очень старые. Древностью от них веет.

О чем еще надо рассказать? О небе, разумеется! :-) Точнее сказать, о "небесах". Церковь-то шатровая, так что представляете себе, какой в ней потолок, да? В карельской традиции было его соответствующим образом расписывать. Получалась такая фреска по дереву - в определенном смысле слова церковная азбука для неграмотных. Вот, смотрите:

20140926_120652 20140926_120813

В центре - Господь с книгой и причастием. Вокруг - 16 серафимов, а под ними - 16 же ангелов в дьяконском облачении. И по углам, на "парусах" - четыре евангелиста: Матфей, Марк, Иоанн и Лука. Обобщенная картина того, как доходит до мира Слово Божие, идет Великая Литургия. Это, если мне будет позволено такое сравнение, комикс для тех, кто веру принял, а Писание читать в силу неграмотности не может. Наглядная иллюстрация к проповедям священника. Впрочем, фрески каменных храмов выполняли примерно ту же задачу.

Таких "небес" сохранилось совсем немного. Даже в двадцатидвухглавой церкви Преображения, что на Кижском погосте, их нет, а тут - вся красота в первозданном виде. Редкое дело!

К самой церкви пристроена большая трапезная - здоровущий по меркам деревянного зодчества зал для обсуждения мирских дел прихода, - село-то громадное было! К ней - два резных висячих крылечка. А внутри - маленькое такое хулиганство от зодчих. Зал-то и правда, громадный, потолок, как бы ты балки не мостил, - провиснет. Поэтому в центре - две колонны-опоры стоят. Но штука в том, что карелы, вепсы да людики всю жизнь были, как их один хороший батюшка из Печер называл, "полуверцами". То есть в Господа нашего они, конечно, верили, но это им не мешало параллельно верить в водяного Ахти, лешего Лембо или скотьего бога Хийси. Ну вот не мешали они друг другу. Потому что Христос - на небе, а Ахти - вот он, в той бочаге живет в правой углу Чупской губы. :-) В общем, столбы, подпирающие потолок трапезной - это тоже своего рода "комикс", только уже совсем для своих. Изображения мирового древа. Картины мира совершенно иной, чем та, которую рисуют "небеса".

20140926_121010 20140926_121201

Вот он, мощный ствол, уходящий зелеными ветвями в небо, а корнями в землю, а вот - трехчастное деление, образующее картину нижнего мира нави, как сказали бы славянские язычники, верхнего - божеского и нашего, посередке как раз. Этакий привет христианским потомкам от языческих предков.

Вот такая вот церковь. Едва ли не самая последняя из деревянных карельских храмов, а потому созданная с выдумкой и особой любовью. Технологическая вершина мастерства плотников-карел.

Одна беда. Дерево - материал не вечный, а две с полтиной сотни лет - срок большой. В последние годы нижние венцы стали проседать. Церковь постепенно заваливается набок, - отклонение от вертикали составляет уже больше метра. Сколько она еще сможет простоять, - вопрос далеко не праздный. Специалисты дают прогнозы от утешительных - лет 5-7, до панических - 2-3 года. А денег на реставрацию в бюджете нет и взять неоткуда.



Вот такой вот невеселый финал у моего рассказа.
Жалко будет, если эта свеча погаснет.
Tags: #Карелия, #Россия, #блогерство, #блогкарелия, #путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments