Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Чьи-то предки, чьи-то духи. Багаж священной нарты

Начну я пожалуй, с цитаты, чтобы яснее было, о чем пойдет речь.

У ненцев существовала категория домашних (семейных) духов - покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте - у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Ну и еще:
Предметы накапливались и складывались в священную нарту длительное время, каждый хранитель добавлял какие-то ценности. Часть вещей была изготовлена самими ненцами, какие-то предметы попали к хранителям по обмену или были куплены

Вот несколько фотографий багажа этой священной нарты я и хочу вам показать. Благо несколько лет назад - хвала Нуму - мне довелось наблюдать за разборкой имущества с такой нарты. И, надо сказать, было это преинтересно. Потому что в принципе чужому человеку, а тем паче - луце (ну, в смысле, русскому) в священную нарту заглянуть вообще нереально. Это же штука очень, можно сказать, интимная. В ней - вся история ненецкого рода, изображения предков, духов-защитников и тому подобное. И в этот-то раз свезло совершенно случайно: ненецкая семья, которой принадлежала нарта, от своих духов отказалась, перейдя в какую-то разновидность протестантизма из "новой волны". Помните, у нас в 1990-е западных проповедников было навалом? Ну так вот сейчас они ненцев с хантами окучивают. Но не о них речь. А речь вот об этих двух небольших чемоданах.

IMG_2811

Тряпочки? Это не тряпочки. Это смесь иконостаса с семейным альбомом, если так можно выразиться. Домашние духи, предки, родня. Причем не просто изображения, куклы. С ними всеми можно пообщаться, попросить совета, а то и помощи.
"Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня".

Вот они:
IMG_2816 IMG_2818

Давайте поближе на них взглянем. Это ребята непростые. Вот с этими, которые черные, не всякий шаман еще беседовать возьмется: они очень старые. Настолько, что даже владельцы нарты уже не помнят, кто они и откуда взялись:

44444

IMG_2817

А вот это вот - не просто куколка, а, можно сказать, самая главная женская сущность во всем наборе - Мяд пухуця, "старуха чУма"

55555

"Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» - покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко".

Вот такие вот интереснейшие ребята обитают на священной нарте. В каждом роду - свои.
В процессе фотографирования они, разумеется, как и велит обычай, получили свою долю водки и табака, так что вроде бы совсем уж обижены на вторжение луце быть не должны. :) И сейчас, - я хочу в это верить, - все они благополучно живут в запасниках РЭМа. Потому что, как ни крути, а товарищи просто уникальные. Других таких фиг отыщешь.
Tags: #Россия, #журналюжество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments