Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Нырок в историю. Про старинные монастыри, поле забытой битвы и все такое прочее

Подумалось мне тут, что я не рассказал еще об одной поездке минувшего года.
То есть, конечно, картинки я показывал, но связной истории рассказать так и не собрался. Это я напрасно, потому как всем обещал - и читателям, и организаторам. В общем, исправляюсь.
Речь пойдет о туре по Ленинградской области и семинаре "Вопросы изучения историко-культурных и религиозных объектов на территории Тихвинской епархии". Надо сказать, хорошая поездка получилась, да и семинар интересный. Впрочем, давайте я расскажу все по порядку и с картинками. А для начала (чисто для создания настроения) покажу картинку вот такую:



Ну, а теперь - поехали! :-)

Первая остановка на маршруте - Старая Ладога. Надо сказать, я это место очень люблю. На старте моей журналистской карьеры, помнится, добрую пачку статей о ней написал - исторических, краеведческих, событийных, проблемных. Всяких в общем. Так что был тут завсегдатаем и почти своим человеком. :-)



Но что меня на ту пору (не шибко, кстати, далекую) удручало, - так это жесточайшая разруха, в которой Ладога пребывала. Нет, ну правда. Строения кругом такие древние, что дух захватывает, - а содержались в небрежении и упадке. Волховский алюминиевый завод периодически подкидывал какие-то деньги в качестве спонсорской помощи, но это ж было как слону дробина!
Это все я рассказываю к тому, что нынешний мой приезд в Старую Ладогу меня порадовал немало. Начать с того, что Никольский мужской монастырь, что на самом берегу Волхова, отстраивается, реставрируется, ремонтируется. Настоятель - отец Варфоломей, назначенный сюда чуть больше десятка лет назад, такую бурную деятельность развил, что только диву даешься! Видели бы вы, какие тут 10 лет назад были руины! Кошмар какой-то. А теперь - сами смотрите:







Нет, там много еще чего в лесах, и работ - край непочатый еще. Но небо и земля по сравнению с тем, что было. Так что отцу Варфоломею - удачи всяческой и здоровья.

Ограничься все одним только монастырем, - я бы, наверное, порадовался за отца настоятеля, да на том и остановился бы. Но тут все шире и круче. По всему видно, что деньги и, что важнее, перспективы появились у Старой Ладоги в целом. Исчез этакий пыльный налет, атмосфера безнадеги, дико меня в свое время бесившая. Куча всего ремонтируется, реставрируется, приводится в порядок. Я тут такого никогда не видел, правда. :-)

Ну, и еще один момент, очень меня порадовавший. Знаете, меня все время удручало, в каком полузаброшенном состоянии находится староладожская крепость. В наличии - стена и две башни из четырех, галерея - в аварийном состоянии, - беда просто. А ведь по факту, - туристический объект первого разбора! Нет, серьезно! Из нее же конфетку сделать можно, - приманку для туристов не хуже выборгского замка. И вот тут я смотрю, а в крепости-то работы идут! Поднимают северную башню, что на мысу у Ладожки! Вдоль стены - леса, стройматериалы завезены. Это, знаете ли, настолько добрый знак, что и не перескажешь. :-)



Следующая остановка - Тихвин. Вот к стыду своему, ни разу там не бывал. Теперь понимаю, что нужно вернуться как минимум еще раз - город очень интересный. Ну, из темы семинара, на который была завязана поездка, я, полагаю, понятно, что главный объект, который нам показали - это Тихвинский Успенский монастырь.



Это на фотке - церковь "Крылечко", как ее в местном фольклоре именуют. Штука в том, что над воротами монастыря есть фреска с иконой Богородицы. Вот эта вот:



Чтобы сохранить ее, собственно, и была построена церковь "Крылечко". В монастыре рассказывают, что с этой фреской связано как минимум одно официально зафиксированное чудо исцеления. Впрочем, тут вообще чудо на чуде. Давненько я такой концентрации легенд историй и баек на квадратный метр не встречал. Вот, скажем, история о том, почему в монастыре на куполах кресты не железные, а золоченые деревянные:

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

А в напоминание об этом случае - и фреска специальная есть:



Или вот еще - местное чудо: огромная каменная глыба, приплывшая как-то весной по течению Тихвинки. Вот она, под стеной храма лежит, чтобы всяк проходящий подивился тому, насколько чудны бывают дела Божьи.



Ну, а про икону Богоматери Тихвинской я вам рассказывать, думаю, не буду, потому что это как раз всем известно. А кому не известно, тот пойди, да прочти вот тут: http://azbyka.ru/days/ikona-tihvinskaja

Вообще монастырь, надо сказать, необычайно интересный. Ну, понимаете, какая штука... Тут чувствуешь себя так, как будто стоишь у края пропасти. А пропасть эта - время. История. Вот смотрите. Сам монастырь построен по указу Ивана IV Грозного. Вот эта вот звонница возведена на пожертвование Бориса Годунова,



а надвратная церковь - на средства Федора Иоанновича. Того самого, который сын Грозного, ага.



Понимаете о чем я?
История, запертая между страницами учебника - это одно. А когда она вот тут вот, рядом, и здания, построенные по воле персонажей, бывших для тебя прежде всего лишь некой исторической абстракцией, выглядят так, как будто каменщики закончили стройку не далее, как минувшей весной, - это здорово обескураживает. :-) Нет, правда.
Хотя да, я уже писал об этом, помнится. :-)

Впрочем, это я отвлекся малость. Давайте посмотрим на Успенский собор - центральный храм монастыря, - да двинемся дальше.




Следующая остановка - не монастырская, хотя церковь тут есть. Это - местечко на берегу реки Воронежка или, по-другому, Воронега близ деревни Самушкино.



Вот тут, должен признаться, у меня челюсть-то поотвисла конкретно. Потому что это - поле битвы. Реальной такой, в которой приняло участие тысяч 5-6 человек, если считать обе стороны, - по старым меркам весьма себе масштабное побоище даже для Европы. И вот оказалось, что я о таком сражении - вообще ни ухом, ни рылом. Стало стыдно, если честно. :-)

Смотрите, какая штука. Дело было ровнехонько 850 лет назад. Ну, теперь уже 850 с половиной. Согласно новгородской летописи, тогда, в 1164 году, шведы на 55 шнеках пришли «под Ладогу». Но жители, успев сжечь свои дома, укрылись в крепости с посадником Нежатой и послали за помощью в Новгород. Шведы попытались взять крепость штурмом, осаждали ее четыре дня, но поняли, что завязли крепко, а новгородское войско уже на подходе. Приняли решение сматываться, не вступая в непосредственное боевое столкновение. Потому что одно дело - захватить крепость и в ней отсидеться пока не припрет, как несколькими веками позже сделал хитрый Делагарди, а другое - рубиться в чистом поле против более многочисленного противника, да еще пешими против конных. В общем, как написано в летописи, неприятель отступил «в реку Воронаю». Судя по всему, шведы рассчитывали обзавестись у местного населения - колбягов, не особо жаловавших новгородцев - лошадками, продовольствием, а то еще и ополчение собрать. Но не успели. Не то колбяги оказались менее сговорчивыми, не то кто-то оккупантов "запалил" и послал весточку в Новгород, но... «На пятый же день подоспел князь Святослав с новгородцами и с посадником (Новгорода) Захарием, и навалились на них (шведов), месяца мая 28, на святого Еладия, в четверг, в пятом часу дня; и победили их с Божьей помощью, кого убили, а кого в плен взяли».

Вот такая вот загогулина, как говорится. Первый известный эпизод боевого столкновения со шведами, за 76 лет до Невской битвы. И первое историческое сражение на территории Ленинградской области, запечатленное в русской летописи. По своим масштабам и значению битва на Воронеге не уступает знаменитой Невской битве, а ее результаты были еще более эффектны: новгородским войском было захвачено ¾ шведского «флота вторжения», Швеция вплоть до 1240 года отказалась от посягательств на русские пределы.
Вот в память об этом событии тут - на горочке над полем древней битвы - поставлена церковка (обратите, кстати, внимание на роскошное кованое паникадило)





и памятный камень.



Постепенно это место превращается в серьезный местный, как при Советах говорили, очаг культуры. Планов относительно того, как сделать берег Воронежки привлекательным туристическим объектом - громадье. Даст Бог, удастся реализовать. А кто хочет про битву на Воронеге почитать подробнее, - тому в помощь вот такая вот статья.

Тут, под Тихвином, кстати, еще одно место есть историческое, тоже к русско-шведским отношениям имеющее непосредственное отношение. Столбово. Да, то самое Столбово, где был заключен Столбовский мир. К сожалению, дорога к этому местечку такая, что не проехать ни на чем кроме трактора. А, между тем, через пару лет, в 2017-м, 400 лет будет этому историческому событию. Собственно, юбилей российской границы в современном ее понимании - с инфраструктурой, пограничными столбами и заставами.

Впрочем, едем дальше. Следующая точка - Александро-Свирский монастырь.





Ну, то, что здесь порядок идеальный, все отстроено, приведено в идеальный порядок и выглядит как на картинке - вовсе не удивительно. В конце концов, эта обитель всегда была обласкана властями - как церковными, так и мирскими. Коротенькая историческая справочка есть ВОТ ТУТ, а я только скажу, что ладно прочие государи российские, а и Иван Грозный, и Петр Великий к Свято-Троицкому монастырю относились с великим почтением. Даром, что отношение к церкви у обоих было э... неровным.



Ну, а мне остается, пожалуй, только показать вам крайний кадр - главную святыню обители, раку с мощами св. прп. Александра Свирского.



И добавить, что хор в монастыре - просто невероятный. Завораживающий. Понятно, что это - не собранные по окрестным селам "певчие", а специально подобранный коллектив профессионалов. Но все равно приходишь в чистый восторг и изумление. Как звучат!



Последняя остановка - Введено-Оятский женский монастырь. Тут я буду вынужден показать фотографию с официального монастырского сайта:



Темнеет рано, так что эту обитель мы осматривали уже во тьме кромешной.
И, опять-таки, скажу то же, что про Никольский мужской монастырь в Старой Ладоге. Здесь были жуткие руины, развал и упадок. Можете представить себе, во что за 60-70 лет способны превратить территорию автопарк и рембаза сельхоз-техники? Все, что можно снести - снесено, остальное загажено и завалено хламом. Но вот удалось же монахиням из этого хаоса поднять монастырь! Сейчас это такая образцово-показательная обитель, как с картинки.
А еще тут любят котиков. :-) Нет, правда, таких нахальных и откормленных котов и кошек, находящихся "на вольном выпасе" - беспрепятственно шарящихся повсюду, - я давно не видел. :-))

Так. Давайте-ка я еще пару утащенных с сайта картинок покажу:






Разумеется, в рамках одного тура в режиме "галопом по европам" не посмотришь всего. Вот, например, Киприанова обитель, которая сейчас тоже возрождается потихоньку. Помните, я рассказывал историю про ладожских пиратов?



Или Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь.



С именем его основателя - преподобного Мартирия Зеленецкого - связано единственное официально зафиксированное на территории России повторение "чуда о Лазаре". Помните, был такой "царь московский" Симеон Бекбулатович? Нет, конечно, не помните, потому что в школьных учебниках истории о нем и раньше-то всего одна строчка была, а теперь, поди, и вовсе нету. Короче говоря, был он великим князем короткое время, пока Иван Грозный прикидывался, что править ему надоело. :-)

Иными словами, "Лето 7084-е (1576). Государь, царь и великий князь Иван Васильевич посадил на Московское государство на великое княжение Семиона Бекбулатовича, а сам государь пошел на берег на службу и стоял все лето в Калуге. А был на великом княжении Семион Бекбулатович год не полон, и потом пожаловал его государь на великое княжение на Тверь, а сам опять сел на царство Московское".

Так вот. Старший сын Симеона Бекбулатовича внезапно и от загадочных причин скончался. Скорее всего, - судя по нравам того времени, "грибочков поел", ага. Но по молитве случайно встреченного Симеоном Мартирия Зеленецкого, воскрес и жил еще долгие годы. Чудо? Да, как говорится, куда ж чудеснее то! :-)

Монастырь сейчас восстанавливают, причем очень активно. Стараются при этом максимально сохранить, как рассказывает настоятель - игумен Пахомий - стилистику XVII века, чтобы все здания выглядели максимально исторично.

А вот еще - Антониево-Дымский монастырь, основанный в XIII веке. Грамоту на его учреждение подписал Александр Невский. Как там у вас с мурашками по спине от заглядывания в бездну истории?
Правда, по факту, от монастыря осталась только вот эта вот колокольня...


(http://sobory.ru/article/?object=06588)

...руины келейного корпуса и вот эти ворота:


(http://sobory.ru/article/?object=06588)

Штука в том, что с 1929 года в монастыре работала артель по производству кирпича "Красный броневик". При артели не было ни глинища, ни печей для обжига, а кирпич "производился" путем разборки монастырских построек. Эффективное такое производство, ага! :-) Вот и разобрали все практически в ноль. Но, тем не менее, и этот монастырь возрождается потихонечку. По старинным чертежам, по счастью сохранившимся. Настоятель - игумен Андриан - полон надежд и планов.

Примерно то же происходит во Введенском женском монастыре в Тихвине, в Староладожском Успенском, во множестве монастырей и церквей Тихвинской и Лодейнопольской епархии. И, надо сказать, это радует. Впечатление от тура, от рассказов настоятелей, осталось самое доброе и позитивное. Примерно, как от поездки по Фировскому району Тверской области, - помните, я рассказывал? Разруха, развал и упадок постепенно отступают. Там, где раньше были руины, - снова поднимаются маковки церквей, появляется жизнь. И это невероятно здорово.

А ведь каждый монастырь - это не просто обитель. Это еще и туристический объект, причем высочайшего класса! Вот самми подумайте: много ли такой старины сохранилось в Европе?


Ну, вот тут вот наступает пора прекратить вас мучить моими байками с историческими отступлениями и поставить точку.

Но перед этим - мое искреннее и огромное спасибо организаторам.
- Правительству Ленинградской области.
- Межрегиональному центру поддержки и развития социальных инициатив.
- Тихвинской и Лодейнопольской епархии.
- Администрации города Тихвина.
Такие поездки - штука просто полезная, а необходимая. Очень здорово, что получается совместными усилиями их устраивать. Успехов вам!
Tags: #Ленобласть, #Россия, #Старая_Ладога, #Тихвин, #блогерство, #путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments