Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Про подводные лодки. Немножко баек и фоток

Начну я, пожалуй, с того, что в детстве у меня не было компьютера. И у приятелей моих тоже. Ну, вот у отца моего - был. В его НИПКИ. И у мамы в ее КБ - тоже, я думаю. Это были не какие-нибудь ноутбуки весом в кило, а классные компьютеры, размером с деревенский дом, размещавшиеся в комнатах, обшитых в несколько слоев фольгой, чтобы никакие внешние помехи не потревожили их чуткое нутро. Все команды они получали в виде перфокарт, а ответы выдавали в виде перфоленты. Серьезная была техника, так что даже мысли о том, что такая может стоять дома, не возникало. :-))

Зато у меня был велосипед. И у моих приятелей - тоже были велосипеды. Что автоматически расширяло пределы нашей Ойкумены до... Ну, в общем, дотуда, докуда тупо хватало сил докрутить педали двенадцатилетнему шкету. :-) Хвала Господу, что у меня еще и ума хватало держать язык за зубами относительно того, где нас носило, а то прилетало бы мне от родителей!... :-)

Одно из мест, куда нас носило с достаточной регулярностью, была Угольная гавань. Тут ведь в чем дело? Дед мой работал в АСС - Аварийно спасательной службе ВМФ СССР. Здоровая такая доля поднятых со дна морского кораблей, затонувших или затопленных в Отечественную, - это его рук и ума дело. Ну, и в гостях у него вечно бывали то авантажные капитаны с грудью, "бронированной" орденами и медалями, то сослуживцы, одетые "по гражданке", но трепавшие байки про море и судоподъем. Ну, про походы в Военно-морской музей, после которых ваш покорный слуга фанатично рисовал морские мины, глубинные бомбы и перископы, я вообще молчу. :-) В общем, не удивительно, что морская тематика меня цепляла в детстве - дай то Боже как. :-) А в Угольной гавани где-то примерно в пору моего рождения и немножко позже была "судоразборка", - там резали на металлолом отслужившие свое военные корабли. К середине 1980-х это дело уже прекратилось, всех "ветеранов" войны по большей части упразднили, но часть недорезанных так и осталась у берега. Был там здоровенный гнутый броневой лист, про который какой-то дядька, увидев, что мы его рассматриваем, сказал, что он - с крейсера "Киров" (это я лет через 20 узнал, что "Киров" действительно закончил свой век в Угольной гавани), были еще какие-то куски кораблей, но интереснее всего были две подводные лодки. Они, похоже, вообще не попали под нож, и так и телипались возле берега примерно вот в таком вот состоянии:



Я полагаю, на самом деле, что вот эти самые лодки на фото и есть, только тут они еще "живые":



Да поправят меня знатоки, но это, как я понимаю, 615-й проект. Их как раз в 1970-е сняли с вооружения. Но по детству я был свято убежден, что это - легендарные лодки класса "Щ" - "щуки". :-)
Люки на них были предусмотрительно заварены, но все равно оставить велики на берегу и залезть на борт было чертовски познавательно и интересно. Настолько, что я в Угольную гавань перетаскал всех своих приятелей, - раза четыре сюда возвращался. :-))

Ну, в общем это все был такой длинный зачин. Это я все рассказываю к тому, что нашел совершенно случайно в сети редкую фотку:



Это, друзья мои, подводная лодка "Лембит", замаскированная под баржу стоит на приколе возле Лебяжьей канавки. Здоровская фотография. 1942 год, прикиньте! В центре Питера стоит боевая подлодка - так, на всякий случай. :-) Отличный момент, такая деталь истории, о которой я просто не задумывался, да и не знал.

"Лембит", надо сказать, лодка отчасти легендарная. Дело в том, что в канун Второй Мировой войны подводный флот незадолго до того образовавшейся, но уже очень самостийной Эстонии был вдвое мощнее, чем подводный флот нынешней незалежней Украины. На Украине - всего один пiдводный човен, да и тот не на ходу, а у эстонцев были "Лембит" и "Калев" - две весьма современные по той поре подлодки, причем в боевом состоянии, - хоть сейчас в поход. Английской постройки подводные минные заградители, не хухры-мухры, продвинутая военно-морская технология! Правда, отстоять эстонскую независимость они не помогли, и в 1940-м уже ходили под советским флагом, но это уже вторично. Под красным флагом "Лембит" успел повоевать в Отечественную и прослужил до 1979 года, а впоследствии стал кораблем-музеем. Для эстонцев эта подлодка - что-то вроде "Авроры" для питерцев. Корабль №1. И, отчасти, ностальгия по нереализованному военно-морскому имперскому замаху. Так ведь в свое время хотелось стать маленькой материковой Англией! "Правь, Эстония, морями" и все такое. :-) Ну, не их вина, что не срослось.
А за более подробной историей этой лодки я вас отправлю, наверное, ВОТ СЮДА.

Вот тут я и вспомнил, что виделся с "Лембитом" совсем недавно, в Таллине. Дело в том, что эстонцы ухитрились построить самый крутой из всех виденных мною военно-морских музеев. Даже наикрутейший музей в Мариенхамне, где хранится один из двух сохранившихся "веселых Роджеров", - и то не настолько хорош. В общем, это можно считать наглой и беззастенчивой, хотя и бескорыстной рекламой музея в Летной Гавани. Так вот. Эти - в самом прекрасном смысле слова - безумцы ухитрились целиком втащить в музей подводную лодку. Да-да, тот самый "Лембит"! :-)))





Нет, вот вы прикиньте! Впереть под крышу целый нехилых размеров корабль, так что в итоге получился музей в музее. Потому что в "Лембит" совершенно спокойно можно залезть и ознакомиться с бытом его экипажа. :-) Надо сказать, таллинские музейщики вызывают у меня священный трепет. Они ОЧЕНЬ крутые. Вот смотрите. В принципе, кораблей, затараканенных в музеи по миру немало. Но они все затаскивались туда по частям, то есть сперва разрезались, а потом собирались как Бог приведет снова. При этом в борту обычно вырезается отверстие "для удобства посетителей". Боевой корабль после такого надругательства становится, конечно, очень удобен в музейном плане, но теряет в эстетичности, да и об аутентичности остается только молчать. Те, кто планировал размещение "Лембита" - гении. В подлодку попадаешь через широкий технологический люк, предназначенный для загрузки торпед. И буквально носом тыкаешься в торпедный аппарат:



Как говорится, "рвать цветы легко и просто детям маленького роста" (с). В случае аварии корабль полагалось покидать именно через него. Прикинул. Осознал, что не пролез бы. Загрустил. Зато сразу понял, по какому принципу подбирался экипаж. Вон, сами посмотрите, какие койки коротенькие и узкие:



Некоторые из них, кстати, прямо рядом с торпедными аппаратами. Думаю, торпедисты на них и спали



Ну, зато в кают-компании - уют. Бархатные диванчики...



И даже дубовый буфетик



Для тех, кто не осознал. Дубовый. Буфет. На подводной лодке. Черт! ;-))))

Что дальше? Камбуз, разумеется. Маленький, но вполне укомплектованный. С электро-плитой.



Рубка аккустика. Я в нее поместился с трудом, но аккустик-то был вдвое меньше! :-)



Ну, и, разумеется, двигун. Вот такой вот:



Их вообще было два. Дизельных. Расположенных прямо в отсеке. Уровень шума и вонищи, должно быть, был такой, что и не перескажешь! :-) Ну, в 1937 году даже "англичанин-хитрец" и тот не мог придумать ничего иного. :-)

Ну и, наконец, чтобы завершить экскурсию по "Лембиту", давайте я покажу вам размер люка между отсеками:



Мне в них приходилось просто нырять. Хорошо еще, что клаустрофобией не страдаю. :-)))

Ну, вот. В общем, возвращаясь к тому, с чего начал. В детстве у меня не было компьютера. Зато был велосипед, на котором можно было дерануть хоть к черту на рога. И старые подлодки, болтающиеся у берега Угольной гавани. И дедовские рассказы о том, как поднимали "Ганзу" и "Гамбург". И байки его приятелей про то, как неприятно, когда "травит" тяжелый водолазный скафандр. И отцовское чтение рассказов Житкова на ночь. И много чего еще. :-)) А в результате, сталкиваешься с какой-нибудь стариной типа вот этой вот архивной фотки 1942 года, - и радуешься ей как родной. :-))) Потому что кто как, а я оружие и морскую форму любил с детства. :-)))



Ну, вот на этой вот "себяшечке" я, наверное, разговор про подлодки и закончу.
Скажу только спасибо Жене Голомолзину за фотографии, сделанные внутри "Лембита".
А если кто захочет еще баек про всякую технику, - вот абсолютно "дудошный" пост про лодки подземные. :-) Похоже, во время его написания где-то рядом сжигали заросли древовидной конопли. :-)) Но почитать забавно. :-)
Tags: #Россия, #Санкт-Петербург, #Таллинн, #ТурПрессКлуб, #Эстония, #блогерство, #журналюжество, #путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments