Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

О том, на что способны американские конструкторы, насмотревшись Кин-дза-дзы ))

Я вообще не особый сторонник перепостов. Но тут история такая, что не перепостить ее просто нельзя. :-)
Значит так. В 1986 году в СССР выходит фильм "Кин-дза-дза". В котором, в частности, фигурирует ставший легендарным летательный аппарат:



А буквально через несколько лет американские конструкторы принялись разрабатывать летательный аппарат, о котором я нынче вычитал у strangernn. Вот и не верь после этого во всякие шпиЁнские штучки и криптоисторию. :-))) В общем, статью про турбовинтовой космолет Rotary Rocket Roton ATV я у него с радостью, удовольствием и благодарностью упер к себе. :-))



В космос - на пропеллере!

Нет, я не перегрелся и ничего не перепутал. Именно таким вот экзотическим образом компания Rotary Rocket пыталась в 90-е годы прошлого века преодолеть базовые ограничения ракет-носителей, существенно повысив КПД их движителей. А то, прямо, какая-то беда: одноступенчатые ракеты на химическом топливе не могут выйти на орбиту... Сущее разорение. Но, как было сказано в одном хорошем фильме: "тот кто нам мешает - тот нам и поможет!". А кто нам мешает, кроме гравитации конечно? Воздух!



полеты во сне и наяву, можно сказать



вертолет-звездолет (кликабельно)

Опирались они на ту идею, что турбовинтовые двигатели имеют существенно больший КПД, чем чисто реактивные и турбореактивные. А поскольку один из самых энергозатратных участков - именно протыкание плотных слоев атмосферы, - то нельзя ли на этом этапе схитрить?

Суть хитрости состояла в том, что на макушке пирамидального аппарата размещался винт, типа вертолетного (на прототипе - именно от вертолета, для простоты), который приводился в действие (глубоко вздохнул) от кольцевой вращающейся системы из 72 жидкостных (керосин+кислород) двигателей, находящейся на традиционном для ракет месте - снизу.

В смысле, сквозь весь аппарат проходил вал от двигательной системы, крутившейся на 720 оборотов в минуту (12 в секунду, на минуточку) к редуктору НВ.

С какого перепугу такая дикая схема? Ну, не считая привода НВ - конструкторы решили таким образом резко сэкономить на массе турбонагнетателей (подача компонентов топлива осуществляется за счет центробежной силы) и системы стабилизации - само кольцо двигателей работает гироскопом.

Но и это еще не все - при посадке вместо традиционной термозащиты предполагалось использовать хитрую схему с подачей воды(!) под днище корабля, с тем, чтобы существенно снизить температуру за счет паровой подушки и сэкономить на массе термозащиты (честно говоря, я не уверен в том, что это работоспособная идея - неочевидно, что будет легче: традиционная теплозащита или вся эта система подачи воды вместе с запасом оной).

Вот со всей этой фигней они рассчитывали, что 180-тонная транспортная система будет выводить на низкие орбиты от 2700 до 3200 кг полезной нагрузки - и возвращаться в целости и сохранности. Да-да, это все планировалось многоразовым.


поехали!! (кликабельно)


ну чем не пейзаж Плюка? (кликабельно)

Несущий винт - работал, помимо роли парашюта, на финальном участке полета еще и системой мягкой посадки "по вертолетному", в этом режиме, конечно, основные реактивные двигатели уже не работали (топливо и окислитель выгорели при взлете), а раскрутку лопастей должны были обеспечить небольшие реактивные двигатели на перекиси водорода на концах лопастей.

Планируемое конструкторами конкурентное преимущество перед "самолетными" многоразовыми системами состояло в том, что никаких особых условий, как шаттлам, способным приземляться только на трех (если память не изменяет) аэродромах в мире - системе не требовалось - для посадки годилась любая ровная площадка, на котором помещался аппарат.

Кстати, и для взлета тоже - никаких особых хитрых конструкций не предполагалось, ведь никакие опорные системы не нужны (аппарат стоит на собственных опорах) - нужно просто яма для отвода выхлопа (относительно небольшого при отрыве, основная тяга создается несущим винтом) - и все, собственно.

Всего компанией Rotary Rocket было построено несколько макетов и один летающий прототип, Roton С-9. Причем, прототип был в масштабе 1:1 - высотой около 20 метров и 6,6 метров диаметром у основания. Пропеллер, правда, подкачал - взяли от разбитого S-58, но поскольку первоначальные испытания планировались в "посадочном" режиме, без заправки топливом и без полезной нагрузки - то четырехлопастного винта с пероксидными двигателями на лопастях должно было хватить на полет. Зато - в 20 раз дешевле, чем оценивалась стоимость специального "космического" ротора. И вертолетного винта хватило, надо сказать.

Всего было проведено три полета пепелаца, которые показали что (а) летать оно может, но (б) плохо. Никакой обзор, настолько что летать просто небезопасно (по высоте пилоты ориентировались только по высотомеру) и управляемость ниже плинтуса.

А потом компания разорилась.... Инвесторы решили, что перспектив нет, и 33 миллиона долларов были списаны в убытки. В настоящее время Rotary Rocket Roton C-9 экспонируется в музее авиации, но без вертолетного винта.


еще кадр полета (кликабельно)

Tags: #история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments