Ну-с, приступим. Рассказывать о том, "где Кура, а где твой дом", - сиречь, где я, а где IT-отрасль, я пожалуй, не буду, потому как это и так всем известно. ;-) Мои навыки программирования замерли где-то там, в 1990-м, на первых командах фортрана, набранных на клавиатуре полудохлой "Мазовии". Иными словами, скандал, который с неделю назад устроили в сети пиарщики Мэйла.ру, был бы мной, наверное, и не замечен, если бы остался в пределах отраслевой тусовки. Ну, в самом деле, мало ли приключается фигни между разрабами? Кто-то кому-то на мозоль наступил, кто-то где-то что-то не так сказал, - написали друг про друга пару пакостей, да на том и остановились. Но нет же ж! Нужно было выпустить тему в массы, презентовать ее СМИ. А тут уже, как говорится, "ты безносому рассказывай, что тебя тут нет". :-) Поневоле заметишь то, что отовсюду торчит. :-))
Итак, в чем, собственно, суть-то?
А все очень просто. Действующих лиц - два. В красном углу ринга гигантская мега-компания мэйл.ру, предоставляющая самые популярные услуги бесплатной электронной почты по стране. Услуги, конечно, стремные до предела - мэйловская почта дырявая настолько, что "через нее хорошо макароны отбрасывать", - но зато халявные. (Если кому интересно посмотреть подробности про слив миллионных баз паролей и прочие чудеса, - тот да наберет в поисковике сакраментальную фразу "взломали мэйл.ру"). В синем углу отечественная контора-разработчик, слепившая некую "почту для чиновников" под названием "Мой Офис Почта". Весовые категории... Ну, в среднем, как у Голиафа и Давида, учитывая уровень прибылей в стопиццот хренальёнов у одной стороны и примерно в шиш - у другой, еще не начавшей продавать, да, собственно, даже еще не закончившей разрабатывать свой продукт.
Звучит гонг.
Что в качестве гонга? Продвигая свой продукт, разработчики имели неосторожность полюбопытствовать, - чем же это таким чудОвым наши чиновники пользуются для служебной переписки, если специальных почтовых программ, должным образом сертифицированных и защищенных у нас нету? И оказалось, что секретные документы путешествуют у нас по кибер-пространству тем же путем, что предложения об увеличении члена - через бесплатные ящики. Причем чуть ли не больше всего - именно через мэйловские. Честно говоря, я этого слегка не понимаю, потому как по своей недолгой работе в Смольном помню, что нам это дело запрещалось. Ну, и если сети верить, моим давешним коллегам из Москвы и, как минимум, из Ебурга аналогично такие пенки запрещены. Так вот. "Гонгом" послужила публикация результатов этого любопытства - отчета, в котором, в частности, было высказано недоумение относительно такой ситуации, а бесплатная почта названа небезопасной для пересылки серьезных материалов, более или менее значимых для государственных органов власти.
Ба-а-амммм!
Боец в красном углу встал и пошел на сближение с противником. Не сразу, конечно. Потому что сперва надо было пересидеть эхо от майских событий. И июньских - тоже. Но таки да. И ка-а-а-ак размахнется! Бамц! Искры во все стороны! Четыре десятка публикаций в СМИ, бьющих по репутации противника как молот по наковальне! "Рекомендованную чиновникам для работы почту взломали за 10 минут"! Разработчикам "Моего офиса" остается только тихо сидеть, размазывая юшку по физиономии и робко оправдываясь.
Но вот тут вот и начинается самое интересное.
Отвлечемся от губительных результатов и громких заголовков и рассмотрим хронику событий.
Пятница. Половина первого дня. Сотрудник Мэйла.ру Карим Валиев публикует пост о том, как он за 10 минут тестинга вскрыл первую уязвимость "Моего Офиса".
Судя по всему, Карим Валиев является сверх-читаемым блогером, фейсбуковские посты которого журналисты читают постоянно и расхватывают как горячие пирожки! Круче Тёмы и Носика однозначно как минимум. Ведь буквально через три часа новость о том, что ему удалось "типа взломать" программный продукт другой компании, уже публикуется на сайте Ленты.ру! Еще через полчаса - на сайте Российской газеты и еще через час - в Общей газете! И дальше - в течение суток еще по 38-и разным интернет-изданиям, включая украинские! Что тут скажешь? Остается только поздравить Карима Валиева с адской популярностью среди журналистов. Потому что иначе пришлось бы предположить, что сотрудники pr-службы Мэйла.ру озадачились рассылкой пресс-релиза об изысканиях Карима. Причем сделали это очень грамотно - именно в пятницу, чтобы не дать возможности "Моему Офису" парировать удар сразу же. А так - целые выходные в запасе! Можно порезвиться как следует, в том числе - на официальной страничке Мэйла.ру в фейсбуке. ;-)
Но мы же с чами вежливые люди, да еще и отягощенные корпоративной этикой, так что про коллег пиарщиков такого даже не подумаем, правда?
Ну, а теперь наступает самая интересная часть Марлезонского балета.
Давайте подумаем, зачем Голиафу рынка почтовых услуг понадобилось бы (обратите внимание на это "бы", - без него будет утверждение, а так - предположение, ага?) со всего размаху бить настолько незначительного конкурента, да еще и ориентированного на тот сектор, который Мэйл.ру никогда не рассматривал как свой основной? Это же не массовый почтовый клиент разработали, а всего-то закрытый сервис для чиновников!
Обида на репутационный щелчок по носу? "Ответочка", - как кое-кто написал в комментариях?
Ну, увольте! Что за детский сад! После того, как Мэйл упустил в мае МИЛЛИОНЫ паролей/логинов, такой незначительный щелчок, как негативное упоминание в ряду прочих почтовых операторов в тексте исследования привычек российских чиновников - это не более чем щекотка.
А что же тогда?
Осмелюсь предположить (заметьте, всего лишь предположить!), что тут необходимо воспользоваться старинным правилом детективов всех времен и народов, и поискать cui, извините, prodest. Кому выгодно.
Потому что как показывает практика, такие вот информационные оплеухи никогда не отвешиваются "просто так, забавы ради, в свободное от работы время", как нас попытались убедить пиарщики Мэйла.ру. За каждой из них стоят реальные деньги, не один миллион в "зелени".
Может и здесь?
А ка-а-а-ак же! - ответит вам старый добрый Яндекс на запрос "мэйл.ру чиновники". И выдаст вот такую вот статью.

Опппачки!
Смотрите, какая интересная получается картинка!
Оказывается, Мэйл.ру так-таки питает солидные - в пять миллионов не наших рублей - интересы к государственному сектору! А уж на волне ипортозаместительной истерии - так похоже, даже не интерес, а аппетит. ;-) И "Мой Офис" со своим комплексным предложением тут ну вот ни разу не кстати!
Что обычно делают гиганты с теми, кто вертится у них под ногами на пути к кормушке, - сами знаете.
Чвяк!...
Какие же мы тут сможем сделать выводы?
А выводы вы, пожалуйста, сделайте сами. Все необходимое для этого я вам уже сообщил. Потому что одно дело историю рассказать, а другое - утверждать, что одна компания - гигант рынка бесплатной почты - совершенно откровенным образом попыталась злобно нагадить другой - изрядно меньшей - в процессе борьбы за потенциальный кусок бюджетного пирога. Просто потому, что может. А всех окружающих пиарщики гиганта посчитали такими тупыми, что они, авось, подоплеки и не заметят, проглотят все и так.
Нет-нет, сам этого я утверждать не буду ни в коем случае.
Я лучше еще раз вспомню ту фразу из еврейского аэропорта.
А то как-то складывается впечатление, что не все коллеги по пиаровскому цеху ее знают...
PS. Я надеюсь, все понимают, что высказанное выше частное мнение не является ни рекламой, ни антирекламой, а постоянно лажающий массовый почтовый сервис я не люблю исключительно как частное лицо? ;-)