Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Ледокол как пазл, или как строят корабли

Постик этот я пишу, конечно, с солидным таким опозданием - аж на полгода. Ну, вот как-то совсем руки не доходили до него. А, между тем, постик-то интересный, как мне кажется. Про великанские пазлы, атомные ледоколы и завод, на котором, было такое дело, по молодости лет работал мой отец. Собственно, говоря, про Балтийский завод.
Тут, я полагаю,самое место для первой картинки, которая буквально несколькими словами объясняет, кой же, собственно, бес вашего покорного слугу понесло в составе группы блогеров сообсества spbblog смотреть на Балтийский завод. Ну, помимо того, что я в принципе очень люблю экскурсии на предприятия. Люблю за возможность посмотреть, как что делается, из чего и кем. :-)



Да. Штука именно в этом. На Балтийском действительно строят атомный флот России. И на момент нашего прихода на стапелях стояла в состоянии, так сказать, предготовности  "Арктика" - проект четыре двойки ноль - самый большой в мире атомный ледокол. А рядом с ней на стапелях ждал своей очереди на сборку "Виктор Черномырдин" - такой же гигант среди дизель-электрических.

Ну, впрочем, все по порядку. Заходим на территорию, техника безопасности, каски, строгий наказ никуда влево-вправо не шастать, как это у блогеров заведено. Потому как с одной стороны, предприятие режимное, а с другой - железный лист "бошка попадет - совсем мертвый будешь".



Все-таки действующий завод - это вам не прогулка по дендрарию. ;-) В общем, двинулись помалу!
Блогеры в касках смотрятся очень трогательно. А барышни - особенно. ;-)



Надо сказать, что завод, конечно, гигантский. Просто город в городе. Чего тут только нет! Даже собственная железная дорога с подвижнЫм составом. Разве что окраска у локомотивов необычная - не зеленкой, а суриком. :-) Ну, впрочем, оно и не удивительно: какой еще краски может быть в избытке на судостроительном заводе? ;-))



И собственный внутренний траспорт - электрокарчики. Ну, мои ровесники и те, кто чутка постарше, сто процентов помнят такие - в конце 1970-х, начале 1980-х такие курсировали у нас по дворам, использовались местными ЖЭУ для внутренних нужд. Перевезти чего-нибудь не особо тяжелое, но объемное, дворницкий инвентарь из двора во двор перекинуть и так далее. :-)



Кстати! Видите эти прекрасные краснокирпичные цеха на заднем плане?
Дайте-ка я чутка на них остановлюсь и сделаю вот такое вот

Историческое лирическое отступление

Начну я с того, что Балтийскому заводу в этом году стукнуло 160 лет. Круглая дата, да еще и солидная такая! Так вот. Артефактов эпохи, как эти вот, только что упомянутые электрокары из 1970-х, за полтора с копейками века накопилось, как говорится, воз и маленькая тележка. И иногда они очень забавно сочетаются. Как, скажем, старинные цеха краснокирпичной кладки, построенные с такой любовью и фантазией, как будто это не производственные помещения, а чье-то загородное поместье, и стоящие в них новейшие, глубоко утилитарные станки, позводяющие с точностью до микрона выдержать размеры того или иного изделия. Смотрится эта встреча двух эпох ну очень забавно. :-)) Но цеха, конечно, невероятно красивые - с узорчато выложенными кирпичиками, огромными арочными окнами в свинцовых переплетах, винтовыми лестницами внутри и клепаными огромными заклепками металлическими фермами, поддерживающими кровлю.



Смотрите, какой классический северный модерн! 1907 год постройки, самый расцвет югендштиля.


Чугунные винтовые лесенки просто прелестны, согласитесь! :-)


Клепаные вручную - огромными заклепками - металлические колонны и фермы, поддерживающие кровлю, впечатляют. Сразу возникают мысли об Эйфелевой башне, Охтинском мосте и других чудесах рук человеческих. :-)



А вот - артефакты более поздних времен. Прекрасная в своей классичности доска с портретами передовиков производства. Удивительно, но она по сей день поддерживается в рабочем состоянии, - все передовики налицо.



А вот эту вот "наглядку" помните?! Мамочка рОдная, какая прекрасная стилистика начала-середины 1980-х!! :-))
Интенсификация-90, XIX-я партконференция, все дела... И, - только присмотритесь! - там на плакате все еще летает в космосе покойная станция "Мир"!



В общем,не пускайте на завод историка, а то он в каждый угол залезет в поисках своей любимой темы, а про корабли так и не напишет. :-))
Чтобы закончить эту вакханалию умиления свидетельствами былых эпох, завешу-ка я, пожалуй, тут  официальный ролик "Балтийского завода", посвященный именно его истории. Красиво, кстати, сделанный. Вот такой вот:



А мы, тем временем, лирическое отступлени закончим, и двинемся дальше -
- К кораблям!

И тут очень мне хочется показать вам, как выглядит корабль (а на этом этапе - это действительно уже корабль, а не просто проектная документация и сырье на складе) до того, как его начнут, собственно строить. :-)
По правде говоря, вот это вот зрелище оказалось тем, что меня поразило, наверное, более всего. Не склад металла (для строительства одного корабля - больше десятка разных сортов и видов стали), не сварочный цех даже, до которого речь дойдет чуть позже, а вот это:





Этот вот пазл из листовой стали толщиной в несколько сантиметров, да будет угодно знать почтеннейшей публике, представляет собой... ледокол. Ну... просто еще не собранный. Этакое вот лего для великанов. Громаднейший цех занят этими вот детальками, заботливо нарезанными, размеченными, сложенными по стопкам и кучкам, чтобы не перепутать. Так и кажется, что вот сейчас придет этакий младенец росточком с вековой дуб, да начнет, играя, собирать из деталек модельку, как ему, - младенцу, - и положено. :-)

Все эти заготовки по мере надобности и по ходу производственного процесса перемещаются в соседний цех, где их них сваривают "плоские секции". Мощным сварным швом на всю толщину металла. Делает это вот такая вот хитромудрая техника:



А потом из "плоских" собираются уже вполне себе объемные секции, вполне узнаваемые части корабля.



Кстати, вот интересный, чисто производственный момент!
На заводе работает несколько бригад глухонемых рабочих. Причем труд их ценится исключительно высоко, потому что... Ну, вот вы представляете себе, сколько в процессе постройки корабля адски шумных операций? Человеку с нормальным слухом просто не выжить в условиях, когда вокруг все грохочет, скрипит, скрежесчет. А глухонемому работнику это как-то... по барабану. Ну не слышит он всего этого ада! Так что то, что за пределами завода именуется "ограниченными возможностями", на заводе превращается в сверх-способности! Чертовски ценные это, оказывается, сотрудники. А чтобы обеспечить правильную коммуникацию между теми, кто этими сверх-способностями обладает, и теми, кто волею судеб, весь адский шум слышит в полной мере, есть специально обученный работник - очаровательная барышня Алина, сурдопереводчик. Вот она - в прямом смысле на пальцах объясняет рабочему, что тут делает эта толпа нелепых персонажей в гостевых касках и с фотоаппаратами. :-)



Нет, ну правда, крутая деталь. Много я на каких предприятиях работал, в том ичсле и на зверски шумных, но такого торжества "кадрового принципа Генри Форда" не видел ни разу. Чудо же настоящее, когда социальная линия настолько прочно оказывается переплетена с производственной целесообразностью! :-)

Да, ну, поехали дальше.
Следующий цех. Один из тех, старинных, краснокирпичных, которыми я умилялся несколькими строками выше. А в нем - вот такая вот зверь-машина:



Если  так, общО говорить, то это - токарный станок. :-) Но только офигительных размеров. И крутится на нем с ипонистической скоростью не какая-нибудь дверная ручка или задняя полуось от жигулей, а целый гребной вал от атомного крейсера. И если запороть заднюю полуось - дело неприятное, но не то, чтобы сильно смертельное, то тут - ошибка токаря обойдется заводу где-то примерно в 1 миллион евро по самым скромным расчетам.
Токарь, кстати (не простой, а токарь-валовик 6-го разряда), - этот вот парнишка в центре толпы блогеров. Спокойный до невероятия. Сергеем зовут.



А вот это вот, собственно, - тот самый гребной вал. Здоровущая же, надо сказать, хреновина!



А вот - винт, который будет вращаться этим самым валом. Точнее, одна из его лопастей. Тоже, не могу не подчеркнуть, предмет мегалитических размеров. Внушающий как минимум почтение. :-)



В общем, чтобы закончить ту часть, которая про детали производства, я, пожалуй, завешу сюда ролик про Балтийский завод, злостно утыренный у коллег с канала "Санкт-Петербург". А сам двинусь дальше.



Куда дальше? К стапелям, конечно!


Слушайте, это не корабль. Это дом. Даже два или три дома. 73 метра в длину, 34 в ширину, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн. Трехметровый лед ломать будет, как мы - сухарики к чаю.
Этой громадине полагается не один, а сразу два реакторных блока. Вот, в начале сентября их загрузили на борт, - сейчас монтируют.
Гигантская штуковина, пожалуй, самая большая из того, что я видел стоящим на стапелях. Народу вокруг нее копошится - пропасть.





А у него, так сказать, за спиной, на том же стапеле - уже наполовину собранный дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин" - самый большой из этого класса в мире: 42,4 метра, ширина — 29 метров, водоизмещение — 22,258 тысячи тонн. В общем, впечатления... Ну, примерно как у солдат Наполеона при виде пирамид. :-)
Об одном жалею, что не присутствовал при спуске этой громадины на воду. Потому что выглядело это дело просто невероятно:



А соседа "Арктики" по стапелю, к слову сказать, должны спустить на воду буквально вот-вот.

Ну, собственно, на этом я, пожалуй, рассказ о своем походе на Балтийский завод завершу. Хотя нет. Напоследок - буквально одна цитата из интервью с Вадимом Головановым - главным строителем "Арктики". Вот такая:
"«Балтийский завод» полностью обеспечен работой, заключены договора с концерном «Росэнергоатом» – подразделением «Росатомфлот» – на постройку трех атомных ледоколов: это головной универсальный атомный ледокол «Арктика», первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь» и третий серийный ледокол – это «Урал», который заложен и производится на стапеле А. Помимо них, на «Балтийском заводе» в настоящее время строится дизель-электрический ледокол по заказу «Росморпорта» Санкт-Петербург – на стапеле Б. Таким образом, в общей сложности, в постройке, не считая судна, находившегося в стадии испытаний – «Академик Ломоносов», у нас находится в стройке четыре ледокола"

Это я к тому, что все на Балтийском сейчас хорошо. Корабли строятся. Причем такие, что дух захватывает от удивления.

Остается мне только сказать искреннее спасибо за экскурсию - Балтийскому заводу, порталу HeadHunter, сообществу spbblog и лично товарищу upsya. А еще - дорогим друзьям и соратникам блогерам periskop, kuleshovoleg, nau_spb, a_beskotti, zydog, oksa_sun, karmannoe_zlo и доброму френду nichren, у которого я, кстати, украл несколько фоточек для своего репортажа, благо они все подписаны. :-)
Tags: #Россия, #блогерство, #севера, #это_мой_город
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ах, какой был изысканный банк...

    Развлекся малость - сделал историческую статью для ДП - рассказку про первый российский банк. )) Ее, правда, в итоговом варианте, который…

  • "Небо в клеточку" :-))

    Не часто встречающийся ракурс. :-)) Примерно вот так вот видят Москву "товарищи ученые, доценты с кандидатами", глядя на город из окошка…

  • Электричество для Ямала

    Помнится, некоторое время назад я р ассказывал, как ездил на Ямал, на Новопортовское месторождение. Ну, вот, как говорится, продолжение истории.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments