Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Про "смерть бумаги", СМИ, СПИ и журналистику

Статья, прямо скажем, довольно спорная, но как мнение - интересная весьма и весьма.
Определенная сермяга, как говорится, в этих рассуждениях наличествует. Как минимум, тренд на замену средств массовой информации средствами информации персональной стал заметен еще лет так 5-7 тому назад, и с тех пор он только развивается. Ну, и, как это ни смешно, а впервые озвучен тезис, который газеты-журналы-телеки стыдливо предпочитают не оглашать вслух, - о том, что живут нынешние СМИ не с того, какого качества информацию они ставят на полосу или фигачат в эфир, а с того, сколько рекламы приведет рекламный отдел.

Помнится, в газете "Метро" на заре ее существования был этакий конфликт между редакцией и рекламным отделом. Борьба за полосы. :-)) Там главный редактор пытался делать добротную белую новостную газету, работать с читателями, а генеральный директор стремился к как можно большему объему рекламы. Ну, и не удивительно, что гендир главреда в итоге сожрал и выплюнул.
А в "МК в Питере" аналогичный конфликт перерастал периодически в настоящие разборки, потому что все с точностью до наоборот было: рекламный отдел приволакивал рекламу совершенно белую, утрамбованную в спец-приложения типа "Германия в Петербурге", "Финляндия в Петербурге" и пр., годную для "Коммерса" или "Эксперта", а редакция шарашила традиционный формат "МК" - сиськи-письки-колбаса. :-)) Эдуард Борисович, Царствие ему Небесное, очень по этому поводу возмущался всегда. А ваш покорный слуга, будучи редактором этих самых спецпроектов, вечно оказывался между двух огней. :-)
В принципе, и в том случае, и в другом было смешно и грустно смотреть на попытки редакции и невинность соблюсти, и с голоду не припухнуть. :-)

В общем, вот такое вот рассуждение на тему "бумажные СМИ умирают, несите лопаты".
Что скажете, коллеги?

СМИ теряют «Власть» и «Деньги»

Закрытие газет или журналов перестало быть новостью. Но решение ИД «Коммерсант» прекратить выпуск журналов «Власть» и «Деньги» все-таки отозвалось резонансом не только внутри самой индустрии. Во-первых, речь идет о «Коммерсанте», пионере и локомотиве современной российской журналистики. Во-вторых, «Власть» и «Деньги» сами когда-то были ведущими брендами в своих нишах. В общем, закат эпохи в разгаре, закатные тени уже подбираются к центральным монументам.

Закрытие печатных СМИ происходит по экономическим причинам, но связано, конечно, с интернетом. Это не просто сжатие рекламы из-за бегства рекламодателей в интернет. Процессы несколько более сложные. Интернет дал технический доступ к публикаторству всем – компаниям, институтам, неформальным движениям, простым людям. Количество перешло в качество: возникла среда освобожденного авторства, в которой оказалась подорвана монополия СМИ на формирование повестки дня и сообщение информации, в том числе коммерческой. Выяснилось, что бизнес СМИ строился как раз на этой монополии, а вовсе не на информировании, как казалось раньше.

Теперь дефицита информации нет. Разговоры о низком качестве информации, которую поставляет интернет, конечно, неизбежны. Но эти разговоры, во-первых, подразумевают, будто бы газеты и журналы давали качественную и надежную информацию, что еще 10 лет назад прозвучало бы смешно. А во-вторых, в статистическом масштабе, настройки интернета – алгоритмы соцсетей, коллективный вирусный редактор – великолепно фильтруют информацию для каждого из нас. Просто фильтрация контента теперь происходит не перед публикацией, как в СМИ, а после, в процессе доставки. В сеть попадает все, шлюзы открыты, но доставляется далеко не все. Поэтому ощущение хлама в интернете есть, но в реальности хлам никто не потребляет (если только он не жертва собственных причуд). Каждый потребляет чрезвычайно отфильтрованную и релевантную личным интересам информацию. Старые СМИ просто неспособны к такой кастомизации контента, они работают «по площадям».

Это не заговор конкретно против СМИ, они интернету безразличны и даже полезны – все еще поставляют в общее пользование первоклассный контент. Но среда массовой информации поглощает средства массовой информации.
Вместе с тем, сказать, что печатные СМИ уже умерли – нельзя. Происходит последняя чистка ниши: вымирающие освобождают немного места остающимся. Сжатие ниши идет примерно в одном темпе со сжатием числа игроков, и этот процесс еще займет несколько лет. Последние печатные СМИ будут собирать остатки былого рынка, а также поддержку спонсоров: общественных – на Западе, и бюджетных или так или иначе связанных с властью – у нас.
У печатных СМИ есть своего рода «срок дожития» - он привязан к последнему газетному поколению, людям, родившимся до 1980 года, тем, кто помнит семейную подписку и подчеркивание телепрограмм в телепрограммке.

Пока этих людей достаточно много, будет жив миф о какой-то особой значимости газет и журналов. И под этот миф еще можно будет собирать спонсорские деньги властей и рекламодателей, а иногда и самих читателей. Но это уже сегодня не плата за контент или рекламу, а именно поддержка мифа, иногда вполне обоснованная, но демографически четко лимитированная.

Основные события на рынке печатных СМИ развернутся в конце 10-х – начале 20-х годов. При этом будет еще длинный инерционный шлейф. Смерть последней газеты я отношу на середину 30-х; скорее всего, это будет районка – в силу демографических причин, цифровой отсталости и «глобалистской предвзятости» интернета – мелкую локальную повестку он не очень хорошо накрывает.

Одновременно продолжаются попытки найти подходящую бизнес-модель для медиа-бизнеса в интернете. Но пока даже успешные рекламные или подписные проекты в сети не создают впечатления, что индустрия СМИ в целом может выжить в новой среде. СМИ там просто теряются в кутерьме других поставщиков контента. А как канал доставки, как платформа, - они проигрывают социальным сетям.

Для работников медиа-индустрии два выхода: добирать остатки на сжимающемся рынке, и конвертировать навыки в новой среде. Спрос на эти навыки есть: все только учатся быть медиа, а журналисты уже умеют. Например, корпорации, сами становясь медиа, конечно, учатся у старых СМИ, и всегда будут поддерживать спрос на людей, способных работать с контентом.

Источник

PS. Ну, и чисто как проявление ностальгии: 2006 год, редакция МК в Питере, когда она была еще на Рубинштейна, вашему покорному слуге всего-то навсего 31 год. :-))



Tags: #журналюжество
Subscribe

Posts from This Journal “#журналюжество” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments