Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

"Ты сварено, пиво!" (с)

В последнее время очень интересная тема пошла в информационном пространстве. В относительно большом количестве (относительно полного нуля год назад) стали появляться статьи о том, какая гадость, признак упадка, проигрышная тема - это ваше крафтовое и домашнее пивоварение. Просто информационный тренд можно наблюдать. :-) Правда, вот в чем интересная штука: большинство этих текстов - переводные, из американских источников. Но подаются они без ссылки на, так сказать, местную специфику, а практически как абсолютная истина. :-) Ну, думается, никому не нужно объяснять, когда в США была крафтовая революция, и когда у нас? Две большие разницы по времени, мягко говоря.

Вот, скажем, очередное такое откровение. Общий посыл сводится к тому, что постоянство вкуса продукции пивоваренных гигантов - это намного большее чудо, чем все гастрономические чудеса, демонстрируемые "пивными фокусниками" - крафтовыми пивоварами. Иными словами, «явное постоянство Budweiser в десятках миллиардов бутылок и банок — это чудо техники, и даже самые капризные мини-пивовары втайне испытывают восхищение по этому поводу». И вообще, бир-гики смешны, домашнее пивоварение - это тупо, а все продвинутые парни пьют "Миллер".

Или, к примеру, мнение весьма продвинутого блогера и моего доброго френда по Фейсбуку Николая, чтоб он был здоров: "выросший из анекдота "не паленая водка, а - крафтовая", этот временно модный сегмент пития готовится обрушиться на регионы. И в случае, если реальные доходы населения позволят его там продавать - какое-то время это будет получаться. Если повезёт. Но в то, что сломать провинциальные тренды удастся в большом масштабе - я точно бы не надеялся. В спальных районах городов-миллионников пивные розливушки в баллоны у дома - лидеры покупательских предпочтений. Ибо. Цена. Представить же, что те же нижегородские рабочие после работы или местная говно-интеллигенция (где с понтами и пафосом вообще все нормально, ибо комплексы) на тусовочке пьют "крафт" - невозможно. Видел как эту тему уже пытались поднимать местные. Туго. Вато. Сдувается пузырь крафтовой шняги, короче".

Ну, а если и правда, разобраться. В чем тут дело-то? Может, и правда, крафт сдувается?
Смотрим на циферки. За минувшие 5 лет объем продаж крупных пивоваренных компаний упал вдвое. Вдвое, Карл. При том, что рынок крафтового пива подрастает на 20-35% ежегодно. По 2016-у году я циферок не нашел, но по 2015-у как раз 35% в плюсе и уровень производства в 4,2 миллиона дал в год. Это цифра весьма нехилая, если учесть, что мощности питерского Хайнекена - 6-7 миллионов дал. Цифры за 2016-й еще официальной нет, но тоже что-то порядка 20-25% прироста в наличии будет. Это на 40 без копья пивоварен, да еще на невесть сколько контрактников, не говоря уже о домашниках, варящих в пределах до полутонны за варку. То есть как-то непохоже, что крафт уходит на минус, не так ли?

Теперь давайте подумаем, а отчего же так происходит?
А происходит это по двум основным причинам.
Во-первых, крафтовые пивовары уводят у пивгигантов премиум-сегмент. Да, понятно, что, как любят подчеркивать апологеты промышленного пивоварения, потребитель голосует кошельком, а потому постоянные многотысячетонные продажи лагеров кагбе намекают на то, что это пиво остается самым популярным в мире. Вот только одна деталька тут выпадает из паззла: лагер остается самым популярным в массовом сегменте. А премиум и супер-премиум из-под рук у пивгигантов уходят, как вода сквозь пальцы. Почему? Потому что тотальная унификация и стремление к удешевлению производства до добра не доводят. Тут сразу же хочется напомнить ситуацию, сложившуюся к 2010-2012 году: на прилавках десятки сортов пива, а пить тупо нечего, потому что единственное, что ты можешь сделать, - это выбрать из огромного числа евролагеров такой, в который не нафигачено кукурузы, риса, гумиарабика и пр. На этом выбор заканчивался. Не могу, кстати, не признать, что на этом фоне "Балтика" №№ 4, 6 и 8 выглядела просто по-королевски. Положение, как вы помните, спасали немногочисленные пивоварни при ресторанах. "Карл и Фридрих", "Град Петров", "Градус Фаренгейта" на этой волне поднялись очень нехило, потому что пиво, отличающееся от евролагерного стандарта, заполонившего все магазины, можно было отыскать практически только у них. На этой же волне поднялась и "Василеостровская пивоварня", варившая на ту пору пиво, конечно, не супер-разбора, но на общем фоне выделявшееся и откровенно вкусное. Так вот. Уходящий от пивгигантов премиум-сегмент - это и есть значительная часть прироста у крафтеров и упадка у транснационалов. В масштабах отдельно взятой страны, разумеется. Именно поэтому пивоваренные компании с мировым именем бегом кинулись догонять рынок, с той или иной долей успешности делая ставку на "псевдокрафт".

Во-вторых, как можно видеть за последние несколько лет пивоваренный рынок начал сжиматься в принципе. Ну, опять-таки, обращаясь к цифрам за 2015-й год, мы с вами увидим солидное такое падение что у Хайнекена (9%), что у "Балтики" (17%). И это не потому, что у них кончились дрожжи, солод и хмель, а потому, что рынок - штука квазиживая, дышащая. И сейчас как раз период спада. Ну, откровенно перенакачали его пивом за начало 2000-х, так что "обратка" была вполне себе ожидаема, и вопрос был только в том, когда она наступит. А на фоне общего ухудшения экономической обстановки и снижения покупательской способности населения это просто стало чуть более заметно. А что же крафтовые пивовары? А крафтовики оказываются на коне за счет того, что их много, список точек реализации постоянно расширяется, и вообще развитие идет экстенсивным путем. Пускай в каждой отдельной точке продажи и проседают, но зато их число растет с такой скоростью, что "просадка" эта не просто компенсируется, а делается вообще незаметной.

Проще говоря, крафтовики самым банальным образом растащили всю колбасу с бутерброда, который пивгиганты привыкли кушать на завтрак. В результате самое вкусное - премиум-сегмент - достался именно им. При этом гиганты не то, чтобы голодают, но не наедаются, потому что осталась одна булка, да еще и по краям рассыпающаяся в крошки, а крафтовые пивовары пируют, потому что им этой самой условной колбасы хватает за глаза. :-)))

Ну, а что же тогда с регионами? Может быть мой коллега прав, и в регионах крафт не приживется? Ну, просто потому, что пивоваренный премиум-сегмент не может прижиться на почве, пропитанной средством для ванн "Бояра"?
А вот тут вот все очень неровно и везде по-разному. Скажем, упомянутая мной уже выше "Василеостровская пивоварня" присутствует в 57-и регионах. "Волковская" представлена едва ли уже. И можно тридцать три раза поправить меня, что, де, это не крафт, а "крафти", но суть-то дела от этого не меняется. Что же до местных производителей, - то тут все очень просто. Там, где есть местные пивоваренные заводы, закрывающие нишу, - крафтовиков либо нет совсем, либо раз, два и обчелся. Вот, скажем, что-то не слышу я про обилие крафтовиков в Твери, где "Афанасий" работает, или в Нижнем, где Лыськовский пивоваренный варит. Ну, "не растет кокос" там, где и без того с пивом неплохо. А вот там, где местные пивоваренные взяты в оборот пивгигантами, диктующими, что обыватель будет наливать себе в кружку, - там как раз крафт цветет пышным цветом. И чем сильнее затоварен рынок однообразной продукцией, тем больше на крафт спрос. Причем пиво-то все местное, не привозное, пивовары - свои, рецепты - свои. И потребитель на них находится. Не все же, - согласитесь со мной, - "Бояру" хлебают. :-)

Остается, пожалуй, только один вопрос: есть ли у крафта будущее?
Ответ, собственно, простой и незамысловатый: вне сомнения есть. Название "крафт", намозолившее глаза, языки и уши, вне сомнения, отвалится и забудется, потому что оно глубоко искусственное. А вот само "ремесленное" пиво, которое варят по оригинальным рецептам, единичными варками в малых пивоварнях, останется. Если говорить о Петербурге, то я вполне вижу сценарий, по которому все будет развиваться дальше. Постепенно из четырех, а, может быть, и более на ту пору, десятков пивоварен отомрет примерно половина. Оставшиеся укрупнятся, усилят позиции, да отхомячат у игроков первой лиги солидный шмат рынка - процентов этак до 30-и. Учитывая, что контрактные пивовары никуда при этом не денутся, на разнообразии сортов эти перемены скажутся едва ли. Напротив, пиво малых пивоварен будет становиться все более качественным и профессиональным. Появится четкое разделение на эконом-класс, премиум и суперпремиум. Могу предположить, что этак году к 2025-у эта система как раз и сложится. Собственно, она уже складывается, учитывая, скажем, осеннюю новость про AF Brew.

Вот такая вот получается картинка.
Разумеется, этот текст не претендует на какую-то серьезную аналитичность, и вообще это - зарисовка в духе "я так вижу". Но вижу я именно так. :-)

PS. Кому-то может показаться, что я принципиально не люблю лагеры и тех, кто их производит. Так вот, по этому поводу должен сказать - отнюдь. Добротный лагер - это то, что называется дурстдурхлёхер. Жаждоутолитель. Запивка почти к любой еде. Пиво именно как питье. Но, не могу не подчеркнуть, что лагеры, с которых начинала компания Карлсберг, то пиво, которое пили наши прадедушки, были не в пример интереснее и вкуснее, чем то, что мы можем найти на прилавках сегодня. Ха! Да если бы нынешний лагер был такой, как "Ребрю", - я бы его каждый день пил. :-))

PPS. Ну, и картинка. Просто чтобы в посте была картинка. :-)



Tags: #пиво
Subscribe

Posts from This Journal “#пиво” Tag

  • Снова на диете

    Знаменитый среди любителей крафтового пива бар «Пивная диета», закрытие которого в минувшем феврале оплакивали все, кто ценит…

  • Нехреновое пиво ))

    Если вы ужинаете, - лучше отложите прочтение этого поста на потом. :-) И чур на меня не пенять, потому как это - перепечатка. :-)) Но, если уж взялся…

  • Мои поздравления с победой! ))

    Добрая новость с CRAFT DEPOT LABEL CHALLENGE - 2018. Победителем в категории OTHER ALE ALE стал сейзон проекта The Twins - Lade Bug, "Божья…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments