Гатчинские новости и новинки, или куда податься в ближние выходные?
А вот помните, друзья мои, я вас в Гатчину звал? Таки троим прекрасным соратницам-соЖЖшницам удалось добраться до замка Русского Гамлета и попастт на Открытие выставки "Романовы путешествуют", о чем и рассказала kareliya_piter, а я у нее, сами понимаете, самым беззастенчивым образом этот рассказ увел. :-) Ну, собственно, сабж. Прошу читать и не жаловаться, потому что, как говорится в одном авторитетном источнике, "мнози же бо суть званы". Так что кто не записался и не поехал, - сам себе злой Буратино, а впредь за моими афишками-приглашалками следи, да интересное выхватывай :-) Итак: Открытие выставки "Романовы путешествуют"
Сегодня, 19 мая 2017 года, в залах Арсенального каре Гатчинского дворца открывается выставка "Романовы путешествуют", посвященная путешествиям владельцев Гатчинского дворца, начиная от Павла I в бытность его великим князем, до Николая II. Благодаря любезному приглашению serh, нам с alex_anv и pink_mathilda посчастливилось попаcть на экcпозицию на день раньше.
Началось всё, как водится, с вступительного слова директора ГМЗ "Гатчина" Василия Юрьевича Панкратова и кураторов выставки.
Затем мы отправились осматривать экспонаты (предварительно забравшись на Сигнальную башню и спустившись в подземелье, дождавшись таким образом момента, когда почтеннейшая публика переместится к фуршетным столам))).
Первые два зала посвящены европейскому вояжу «графа и графини Северных» 1781-1782 гг. Мы увидели портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны кисти Ф. С. Рокотова из собрания Русского музея; портреты тех, с кем они встречались в Европе: императора Иосифа II, папы Римского Пия VI, Людовика XVI, архитектора В. Бренны и др.; гравюры с видами городов – Неаполя, Турина, Парижа; фарфор, книги, другие вещи того времени.
Следующий тематический блок – поездки Николая I и Александры Федоровны в Германию, Пруссию и королевство Вюртемберг. Экспозиция повествует о визитах к родственникам и праздниках, самыми грандиозными из которых стали спектакль «Лалла Рук» (живые картины по одноименной повести Томаса Мура) и праздник-карусель «Волшебство Белой розы». В залах представлена живопись и графика, в том числе серия рисунков к спектаклю «Лалла Рук» из фондов ГМЗ «Павловск»; ваза «Лалла Рук» из исторической коллекции Гатчинского дворца, сувениры и принадлежности для путешествия. Здесь мы с подачи pink_mathilda порассуждали о выражении лица императрицы на большинстве портретов.
Члены царской фамилии были не только монархами, и их поездки в Европу не всегда носили характер помпезных приемов. Они навещали родных, ездили в гости с визитами, принимали курсы целебных вод на курортах и привозили сувениры. Поэтому один из разделов выставки посвящен выездам на охоту Александра II. Император неоднократно посещал родные места супруги Марии Александровны — замок Югенхайм около Дармштадта в Гессене и другие охотничьи угодья европейских правителей. Новым направлением времени Александра II стали поездки на воды. Для Марии Александровны они были жизненной необходимостью из-за слабого здоровья.
В витринах можно увидеть «охотничьи» сувениры (пивные кружки, дорожные графинчики) и аксессуары для путешествий: сундуки, саквояжи, несессеры и др.
Поездки августейшего семейства всегда привлекали пристальное внимание общества. В силу своего высокого положения, императорская семья была образцом для подражания аристократического круга Петербурга и Москвы. Ее вкусы и привычки копировали, заимствовали интересы и темы коллекционирования, присматривались к покрою костюмов. Столичный бомонд подхватывал модные веяния двора и, в свою очередь, формировал пристрастия широких слоев русского общества.
Самый дорогой мне раздел — морские путешествия Александра III и Николая II. Сохранилось очень много фотографий с императорских яхт "Полярная звезда" и "Штандарт",
поэтому невероятно трепетно видеть "живых свидетелей" тех поездок.
В 1896 году состялся визит Николая II с императрицей Александрой Федоровной и дочерью, великой княжной Ольгой Николаевной, во Францию.
«Этот первый визит, такой парадоксальный в своей новизне, такой естественный по своим побуждениям, визит самого мощного, самого абсолютного монарха на земле — самой молодой из республик», — как писал в передовой статье «Temps», — занимал в течение двух месяцев французское общество. К празднествам подготовлялись задолго. Для приезда в Париж на дни торжества давалась скидка в 75 проц. проездной платы; начало школьных занятий было отсрочено на неделю. На всем пути следования от вокзала в Пасси (куда должен был прибыть царский поезд) до русского посольства на улице Гренелль внаймы сдавались окна, причем цена доходила до 5000 фр. за одно окно».
Париж был переполнен. К двум миллионам его населения прибавилось 930 000 приезжих. На улицах было сплошное народное гуляние. Все стало русским или псевдо-русским: мыло «Le Tsar», конфеты с русским гербом или флагом, посуда с царскими портретами, игрушки, изображавшие русского медведя, а также государя, государыню и даже великую княжну Ольгу; царя изображали масленичные «прыгающие чертики», известная игрушка «мужик и медведь» превратилась в царя и Феликса Фора; модой воспользовалась реклама, и «пилюли Пинк» рекомендовались, чтобы сохранить здоровье для дней приезда царя; а на оборотах его портретов, раздававшихся даром на улице, печатались объявления сапожников и перчаточников. «Подарок царя» — можно было прочесть на магазинах готового платья, рекламировавших дешевую распродажу костюмов… Появился и «франко-русский» голландский сыр… Во всем этом было немало безвкусицы, но увлечение было несомненно искренним.
И конечно же, приезд императорской семьи широко освещался в прессе:
Выставка продлится до 10 сентября. Спешите видеть!
АДРЕС: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1
ВХОД НА ВЫСТАВКУ ПО БИЛЕТАМ ВО ДВОРЕЦ:
Взрослые — 350 руб.
Учащиеся — 200 руб.
Лица в возрасте 65 лет и старше — 200 руб.
Семейный билет (двое взрослых с детьми) — 900 руб.