Не пускаясь в длинные рассказы о спецпереселенцах и ссыльно-эвакуированных, о том, почему в годы Великой Отечественной в это не самое комфортное для проживания местечко отправляли граждан СССР немецкого происхожденния (а то, чего доброго, придется вспомнить, за что в США примерно в то же время сажали в концлагеря законопослушных граждан японской крови), скажу только, что в конце 1940-х тут было довольно многолюдно, а помимо рыболовецкого колхоза тут с начала 1930-х работал рыбозавод, а общая численность населения поселка, включая "вербованных" рабочих и местных, которые настоящие местные, автохтонные - ханты и ненцы - была человек так тысячи, наверное, под две. И рыбы ловили, мягко говоря, дофига. Её, если честно, и сейчас дофига ловят, как мне по питерским-то меркам кажется, но местные говорят, что сейчас - совсем не то. Потому как в те не такие уж и стародавние времена, фигурально выражаясь, в воду без трусов опасно заходить было. :-))))
Что здесь ловится? О, друзья мои, что тут только не ловится! В этих местах ту же самую щуку и за рыбу-то не считают, потому как костистая, да пахнет специфично. То ли дело налим с нежнейшей печенкой, пахнущий свежими огурцами мясистый муксун, щокур - старший (если судить по размерам) родственник сига, жирная как сальная свечка ряпушка, мощный, как живая торпеда таймень и масса всякой другой рыбы, не говоря уже о такой роскоши, как осетры и белорыбица. Нынче тут квоты на вылов всего этого "речного серебра", а раньше добыча шла неограниченно - чем больше, тем лучше. Это не говоря еще о том, что и морского зверя попутно били - охотились на белух. Но вот куда ты все это богатство денешь, если на дворе 1945-1950-й год и морозильных камер под рукой не то, что нема, а даже и не предвидится?
По счастью (в основном, конечно, для Нового Порта, а не для него самого) в числе ссыльно-эвакуированных оказался Густав Юльевич Бек - ленинградец, немец по происхождению, специалист по прокладке тоннелей. Впрочем... Учитывая, что из Ленинграда в Новый Порт его отправили в 1942-м, одному Богу известно, как бы сложилась его судьба, останься он, так сказать, по месту прописки. Ну, да ладно. Остановимся на том, что он-то как раз и разработал проект строительства рыбохранилища в вечной мерзлоте.
Ну, а что? Вполне себе логичное дело, между прочим! Если у нас в наличии вечномерзлые грунты, то отчего бы этим не воспользоваться? Другое дело, что методика строительства на ту пору была, скажем так, несколько отличной от нынешней. Это сейчас у нас проходческие щиты, взрывотехника и пр. А на ту пору и в тех краях - кирка, лопата, лом, да тачка. Не от какого-то там изощренного садизма по отношению к ссыльным (благо, это были ссыльные, а не заключенные, осознайте отличие ссылки от каторги), как у нас это любят изображать. Просто на ту пору всё так строили. Собственно, половина питерского метрополитена построена при помощи такого же инструментария. Другое дело, что мерзлоту колупать - не куличики в песочнице лепить. Поэтому система тоннелей совокупной протяженностью под полтора километра была сооружена за без малого десять лет, - фантастический срок при таком фронте работ и таких условиях.
Бек, кстати, закончив свой эпохальный труд, в 1967-м уехал жить в Херсон. Тогда еще советский, российский город, к теплому морю, чтобы век больше мерзлоту не видать! )
Тут, думаю, настала пора показать пару фотографий из мерзлотника, для иллюстрации.
А вот так вот - скромненько - выглядит вход в это ледяное подземелье. Никогда и не скажешь, что за этой пошарпанной избушкой скрывается царство зимы. ))
Надо сказать, что мерзлотник для Заполярья сооружение относительно обыкновенное. В ближних окрестностях таковых наберется, как минимум, еще полдесятка. Ну, как в ближних... В радиусе 200-300 километров. По местным меркам это недалеко. Но такого вот мегалитического сооружения, по масштабам напоминающего Левобережную пещеру в Саблино, не выкопали нигде. В общем, если не пытаться пересказывать его устройство своими словами, а перейти к цитированию официального документа, то вот вам выдержка из приказа по рыбозаводу № 224 от 3 декабря 1950 года: "Основание входной части тамбура должно располагаться на уровне 2-х метров над высшим уровнем воды в бухте. Тамбур, размером первой части 6,5 на 4,6 м. делается бревенчатый, а вторая часть из двойных плах с засыпкой между ними опилом размером 3,5 на 4,6 м. Входной коридор проходит в грунтах с наклоном от горизонтали 15 градусов, с расчетом углубления подошвы камер от поверхности земли на 12-13 м. Проходку коридора, камер хранения и заморозки рыбы проводить согласно прилагаемого проекта постройки вечномерзлотного холодильника предложенного т. Бекманом Г.Ю. Для предотвращения размыва косогора под тамбуром произвести установку 15-ти метрового ряда свай на плесе с глубиной заложения концов свай 1,5 метра". Системка получилась фантастическая - три штольни, 200 боковых отсеков-пещер, три отдельных выхода (один, правда, к нынешнему дню здорово подмыли воды Обской губы, так, что пришлось его завалить от греха подальше), продухи и вентиляционные шахты.
Вот конкретно сейчас все продухи, вентшахты и оба входа открыты настеж: холодильник промораживается, чтобы запасти зимний холод на все теплое время. Пока это происходит, со стенок и потолка счищают накопившийся замерзший конденсат - "куржак", а потом "штукатурят" потолок и стенки самой необычной на свете штукатуркой - смесью воды и снега.В результате, к началу лова мерзлотник выглядит как новенький - аж сверкает изнутри.
А когда лов начинается, мерзлотник постепенно заполняется вот чем:
На самом деле это, и правда, производит впечатление. :-))) Такого количества мороженой рыбы я не видал за всю свою жизнь, не говоря уже о том, чтобы вот так вот - разом! :-) Да и не мороженой - аналогично. :-)) Она там реально лежит штабелями и в мешках, ящиками и навалом, и эта рыбная Голконда уходит куда-то в подземные дали, так, что глаз не хватает край рассмотреть.
Искушение забраться на этот рыбный Эверест и подержать в руках "полено" покрупнее было слишком велико! :-))
Короче говоря, сооружение циклопическое, поражающее воображение. Но, как подчеркивают те, кто с ним и в нем работают, нуждающееся уже в ремонте. Там и берег нужно подсыпать размытый, и часть дерева заменить, потому как ему уже срок вышел. Вроде бы и бюджет не так, чтобы гигантский по сравнению с мировой революцией, так сказать, но, тем не менее, без федеральной помощи не обойтись. Вот, ждет народ, надеется.
Что еще добавить можно? Если занесет вас в те края, - можно вписаться в мерзлотник на экскурсию, - туда сейчас водят периодически. Вон, даже отзывы в сети оставляют добрые люди. :-)
А о том, зачем туда носило лично меня, можно прочесть ВОТ ТУТ ВОТ. Это у "Делового Петербурга" проект такой.
Ну, кажется, на этом пока что и все. :-)
Всем рыбы!