Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Лоббисты транснационалов решили мочить крафт?

На днях в сети и в СМИ с редким единодушием обсуждалась новость о попытке наших "слуг народа" ввести очередное антипивное нововведение. Ну, точнее, разумеется, "ужесточить регулирование рынка пива", официально это звучит примерно так. Но штука в том, что любой, кто обучен грамоте хотя бы минимально и обладает хотя бы в зачатках светлым рассудком, перечитав предлагаемые меры, поймет, на кого они направлены и для чего эти новые "ужесточительные меры" пытаются протащить в жизнь.


Картинка к делу не относится. Ну... почти. В общем, это просто элемент дизайна. ;-)

Когда нам, только-только заканчивавшим школу в конце 1980-х - начала 1990-х, рассказывали о романтике свободного предпринимательства и рыночных отношениях, нам до хрена часто задвигали рассказы о легендарных воротилах рынка, добившихся успеха под лозунгом "Мы будем первыми!". И, как следствие, выдвавших на гора супер-качественный мега-продукт, превосходящий аналоги конкурентов. Это была хорошая сказка. Потому что на деле лозунг звучит "Мы будем единственными!". В том смысле, что если конкурента не победить, его нужно, пардон, засрать. Скормить на обед налоговикам, пожарным, СЭС, подключить Гринпис и градозащитников, - что угодно сделать, чтобы он, сцука, не смел больше быть конкурентом! :-) Ну, а лучше всего, - правда, это можно сделать, когда у тебя за спиной миллионы, причем желательно не рублей, а евро или долларов, - пропихнуть такой закон, чтобы ты на плаву остался, а конкурент бы окочурился.

Кто у нас сегодня может пропихнуть такие правила производства пива, сидра, пуаре и медовухи, чтобы все малые предприятия передохли? Кому оно надо? Зачем?

Исключительно пивоваренным гигантам. Большой тройке, работающей на территории России. Думаю, даже перечислять не надо, да? ;-) Зачем им оно надо? Очень просто. Крафтовое пивоварение перетянуло на себя весь премиум-сектор. Всех премиальных потребителей. И, мало того, оно, зараза, развивается! То есть потребителей премиальных напитков становится все больше. Все больше людей отказываются от мочеподобного евролагера, выпускаемого под сотней названий, но имеющего одинаковый вкус (И подозрительно здорово шибающего по мозгам. Ни с какого крафта так не "уберешься", как с пластиковой "полторашки" какого-нибудь шибко массового сорта). Нет, вот вы только представьте себе, какой это удар по самому чувствительному месту транснационального производителя пива - по его кошельку! Масса людей, готовых заплатить за 0,5 пива столько же, сколько многие платят за 0,5 водки, проносят свои бабки мимо кассы. Несут их к мелким крафтовым пивоварам! Этого, разумеется, простить и допустить нельзя.

И вот, - вуаля! - на самом серьезном государственном уровне заходит разговор о том, чтобы защитить народонаселение от произвола пивоваров. Вот только меры для этого предлагаются ну очень интересные. Ровно такие, какие могут малую крафтовую пивоварню погубить, а пивоваренного гиганта не заставят даже почесаться. :-)

Что, скажете, "я не знаю, кому и зачем это нужно"? Таки нет. Вполне себе понятно кому и зачем. Логика очень простая: если вымрет крафт, потребитель премиального пива просто вынужден будет вернуться к не разнообразному, но люто обильному вымени транснациональных пивоваренных компаний. Как говорится, на бесптичье и жопа - соловей. :-)) Вот и вся логика. "Мы станем единственными!", да. Кто забыл, - такое у нас уже было. Всего лет 5-6 назад.

И да, от того, что слово "лоббисты" у нас нынче не в моде, эти самые лоббисты интересов крупных компаний в приближенных к власти кругах никуда не исчезли. Тут они, работают, как видите.

Ладно. На этом преамбулу я, пожалуй, закончу.
И передам слово умному человеку, который ситуацию не со стороны, как ваш покорный слуга, видит, а изнутри. С позиций существующего рынка, так сказать.
Отличная аналитическая статья Николая Митчина, основателя "Василеостровской пивоварни". Источник, - ТУТ.

Удар по крафту: чем опасна новая антиалкогольная кампания

Производство крафтового пива в России растет бурными темпами — на фоне падения рынка традиционного пива. С 2015 года количество крафтовых пивоварен в стране увеличилось более чем вдвое — сегодня их больше 200. Своеобразной реакцией на этот процесс со стороны российского государства стала идея ввести для пивоваров обязательную процедуру лицензирования.
Сомнительно, что направленные против крафтовиков меры регулирования приведут к росту качества пива. Очевидно другое: если законотворцы примут соответствующие поправки — примерно две трети крафтовых пивоварен уйдут с рынка.

Последствия роста
Ни в Европе, ни в США никакого подобного регулирования нет. Возникает вопрос, почему, начиная с середины 80-х годов в Америке начался бурный рост крафтовых пивоварен? Потому что американцы официально разрешили гражданам домашнее пивоварение, разрешили заниматься реализацией такого пива, а также ввели дифференцированную ставку акциза в пользу малых предприятий. Разве на американском рынке после этого произошла какая-то катастрофа с качеством пива? Существенные льготы малым пивоварам предоставляют и в Бельгии, Германии, Чехии и других странах. Во всех этих странах акцизы для небольших пивоварен в несколько раз ниже, чем в России.
Но и у нас, несмотря на стоимость акцизов, относительно небольшие крафтовые пивоварни активно развиваются. Объем производства крафтового пива растет на 50% в год — сегодня это примерно 640 тыс. гекалитров. В 2016 году в России было 145 крафтовых пивоварен, в 2017 — уже 214.
Возникает вопрос, почему, начиная с середины 80-х годов в Америке начался бурный рост крафтовых пивоварен? Потому что американцы официально разрешили гражданам домашнее пивоварение

Технологический абсурд
И именно по этим пивоварням ударит новый закон.И дело не в том, что процедура получения лицензии слишком дорогая. Просто регламент зачастую совершенно несовместим с процессом производства в малых пивоварнях. Чтобы получить лицензию придется реализовать абсурдные с технологической и механической точек зрения меры. Например, чтобы контролировать реальный объем производства, производителей обяжут поставить счетчики на линию розлива. Но часто пивовары разливают на одной и той же линии и пиво и какие-либо смежные с ним продукты, например, квас. Как производителю доказать, что он разливал не пиво, а квас? Ставить отдельную линию под розлив кваса — тоже абсурд.
Чтобы получить лицензию придется реализовать абсурдные с технологической и механической точек зрения меры.
А в некоторых мелких пивоварнях часто вообще нет линии розлива. Они прикраниваются шлангами к емкостям и разливают свою продукцию прямо из бродильных танков. Куда в таком случае ставить счетчики? Если поставить счетчик на выход, через который, как подразумевается, будет течь пиво, то как пивовар сможет пропустить через этот выход, например, моющую жидкость? А это необходимое требование по технологии. Кроме того, регламент строится на автоматизации и стационарности оборудования, однако в небольших пивоварнях оборудование в процессе производства зачастую перемещается.

Больше налогов!
Зачем же вводить лицензирование для пивоваров? Эта инициатива — не хуже и не лучше массы других законопроектов, часть из которых пока только носится в воздухе, часть уже возведена в статус закона. Корень всех бед пивной отрасли — это приравнивание пива к алкоголю на уровне федерального законодательства. К сожалению, во время разработки этого законопроекта пивоваренное бизнес-комьюнити не выступило единым фронтом против фактического признания пива водкой. Тогда мы допустили ошибку вселенского масштаба, последствия которой нам приходится расхлебывать сейчас — это и рост акцизов, и лицензирование производства, и т.д.
Прежде чем вводить обязательные для пивоварения лицензии, законотворцам следует взглянуть на пивной рынок образца 2009 года — последнего периода перед ужесточением акцизов. Это был максимально чистый и прозрачный рынок, на котором за каждый литр уплачивался стопроцентный налог. Потом государство решило собирать больше налогов, а это вполне естественно привело к тому, что многие игроки перестали полностью декларировать объем производства. Резкий рост налога фактически открыл лазейку для ценовой конкуренции легальных пивоваров (которым приходится платить 21 рубль с литра) с не совсем легальными (или совсем нелегальными), которым платить вообще не приходится.
К сожалению, во время разработки этого законопроекта пивоваренное бизнес-комьюнити не выступило единым фронтом против фактического признания пива водкой

Спирт «Рояль» в ванне
Внедрение обязательного лицензирования и маркировки формально направлено на дисциплинирование производителей, которые недоплачивают казне. Но если смотреть не себе под ноги, а немного вперед, то станет очевидна неэффективность этой меры. Стоило бы задуматься о ее последствиях для всего малого бизнеса, а не стараться выявить ради трех рублей небольшую группу нечестивцев, которые продали налево тонну пива.
Говорить о том, что лицензирование приведет к улучшению качества продукции, не приходится. Дело в том, что на пивоваренном рынке каждый из производителей ставит перед собой задачу произвести как можно более качественный и вкусный продукт. И дело не в благородстве пивоваров, а в том, что какой-нибудь некачественный продукт рынок просто не примет. Сейчас не те времена, когда можно продавать спирт «Рояль», намешанный в ванне. Потребитель стал намного более требовательным.

Пиво без водки
Не предвидится и улучшения качества пива, производимого крупными корпорациями. Ведь к формальному регулированию качества, как известно, формальный подход (точнее, «обход»). Например, по закону мы должны варить пиво только из солода, однако часть пивоваров варят из некоего солодового экстракта, и такой продукт тоже считается пивом. Никто не может дать гарантии того, что введение лицензий решит эту проблему.
Сейчас не те времена, когда можно продавать спирт «Рояль», намешанный в ванне. Потребитель стал намного более требовательным
Мы часто слышим разговоры о том, что нужно заниматься импортозамещением и развивать малый бизнес. К сожалению, мы не увидим развития небольших пивоварен, если будем распространять на пивоваров правила игры, взятые с рынка крепкого алкоголя. Дело в том, что с точки зрения технологии и механики производства пиво и крепкий алкоголь — это два разных мира. Например, предпринимателю, который вложил миллион евро в пивное оборудование, нет никакого смысла подделывать пиво, потому что он может производить на этом оборудовании нормальный продукт. А, вложив условные 100 руб., он и так никакое пиво не подделает. Тогда как водку можно легко подделать и при ничтожно малых инвестициях.
Мне кажется, за подобного рода регулированием отрасли стоит не столько здравый смысл, сколько чьи-то интересы. Если перед нами ставят задачу развивать собственное производство и заниматься импортозамещением, то почему с начала 2017 года импортные пошлины на ввоз в России импортного пива сравнялись с нулем?
Очевидно, что транснациональные корпорации лицензирования даже не почувствуют — им не придется ничего кардинально менять. Зато конкурентное поле для крупных компаний гарантированно расчистится.

*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
PS. Данный пост не является ни рекламным, ни антирекламным. Во-первых, этот блог явно не дотягивает до статуса СМИ, а во-вторых, вы ознакомились с личным мнением частного лица и не более. Живите с этим, как говорится. :-))

Tags: #пиво
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Юбилейная «Мамалыга»

    Очередной рассказ про ресторан. На этот раз - отнюдь не про новый. Напротив, про справивший свой 10-й день рождения. Про "Мамалыгу". Ту,…

  • А вы почему не на работе!?

    «Лови бездельников!» 35 лет назад начались облавы на прогульщиков Начать стоит с того, что правление Юрия Андропова было недолгим. Тем не менее,…

  • Маленькое путешествие по "секретной" "Балтике"

    Полтора месяца назад побывал я в очередной раз на "Балтике". Поводов для того было немало. Во-первых, день пивовара. Праздник, который мне ну вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments