Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Путь нефти: волшебные превращения

А вот давайте я вам расскажу, зачем я ездил в Омск. :-) И даже ухитрился, несмотря ни на что, его покинуть и вернуться. :-)) В общем, ездил я ради того, чтобы во-первых, познакомиться с городом и с местным градообразующим предприятием - нефтеперерабатывающим заводом. А еще для того, чтобы написать об этом заводе статью для ДП. В общем-то, она лежит ВОТ ТУТ, но я - чисто для порядка - завешу ее еще и здесь. :-)
Итак:

Путь нефти: волшебные превращения

Любое крупное предприятие производит на неподготовленного зрителя впечатление своими масштабами, подавляет размерами узлов и механизмов. Но даже тому, кто считает, что видел все, стоит посетить Омский нефтеперерабатывающий завод. Просто для того, чтобы еще раз подивиться делам рук человеческих.
С экскурсии на предприятие, где черное золото превращается в готовые нефтепродукты, «Деловой Петербург» начинает совместный проект с компанией «Газпром нефть», в ходе которого мы расскажем про весь путь нефти – от недр до потребителя – так, как будто вы видели это своими глазами.


270 га площади, 160 км внутренних дорог и 7 тыс. км трубопроводов, высота оборудования – от 30 м. От рассматривания упирающихся в облака громадин установок у автора этого текста до сих пор ноет шея. Здесь поневоле чувствуешь себя муравьем, случайно заползшим на гигантскую шахматную доску.

Ассоциация с шахматной доской не надуманна: вся огромная территория завода разделена на квадраты – «планшеты». На одних высятся гигантские установки для переработки нефти, другие остаются свободными в целях безопасности либо в качестве площадей для перспективного использования.

Расстояния здесь такие, что между разными объектами приходится передвигаться исключительно на автотранспорте. Или на автобусе – тут есть свои внутренние маршруты и даже автобусные остановки. Или на велосипеде. Пешком – не находишься. В этом нам пришлось убедиться на личном опыте.

(с)

Удивительно, но здесь почти не пахнет нефтью или бензином. Современные технологии, применяющиеся на ОНПЗ, таковы, что в атмосферу ничего лишнего не попадает, – в дело идет решительно все. И основной запах на заводе летом – это запах свежескошенной травы. Как-то это слегка ломает шаблоны – стереотипные представления о том, «чем пахнут ремесла».

Самый большой перегонный куб
Впрочем, так было, разумеется, не всегда. 62 года назад, когда ОНПЗ только-только поднялся на окраине небольшого в ту пору города Омска, пахло здесь и нефтью, доставлявшейся на завод из Башкирии по железной дороге – в цистернах, и соляркой, под которую было изначально «заточено» производство. Нефтепровод Туймазы – Омск протяженностью без малого полторы тысячи километров был введен в строй только через полгода после запуска предприятия.

Ароматы над Омском той поры представить себе нетрудно, ведь установка для первичной переработки нефти – это, по сути, огромный дистиллятор, или в просторечии самогонный аппарат. Ее задача – разделить нефть на фракции, отделив легкие от тяжелых, так, чтобы на дне осталась самая тяжелая – мазут. И это сейчас нефтяники стараются не упустить ни грамма «выхлопа» в воздух, понимая, сколько эти граммы стоят в долларах, а в 1955-м об этом особо не думали, так что аромат над заводом стоял, мягко говоря, своеобразный.

(с)

Изначально относительно небольшой, ОНПЗ расширялся с каждым годом, появлялись новые технологии и техника для них. Сейчас и представить-то себе сложно, что изначально ассортимент продукции состоял всего из четырех наименований! В общем-то, вся история завода – это история строительства. Постоянно строились новые установки и выводились из эксплуатации выработавшие свой ресурс старые, росла протяженность трубопроводной системы. Небольшой поселок нефтяников, выросший у проходной, превратился сперва в немаленький городок, обеспеченный всей необходимой инфраструктурой – школами, поликлиниками, магазинами, а потом и вовсе разросся так, что слился с Омском. А в это время в Сибири открывались новые нефтяные месторождения, придававшие дополнительный импульс для развития. Всего несколько лет – и времена, когда завод производил только прямогонный бензин, керосин, солярку и мазут, остались в прошлом, список выпускаемой продукции вырос в разы. Да и объем производства всего за первое десятилетие стал больше раз в двадцать. К середине 1970-х это было самое мощное нефтеперерабатывающее предприятие страны.

О том, как обстояли дела в конце 1980-х и в 1990-е, рассказывать, пожалуй, и не стоит – когда рушится великая держава, трудно приходится всем. Для кого-то эти годы, может быть, и «святые», но и заводу, и городу в этот период пришлось, мягко говоря, непросто. Хотя справедливости ради нужно сказать, что и в этот период на ОНПЗ осваивались новые технологии, появлялось новейшее оборудование, жизнь продолжалась.

Новые времена для Омского нефтеперерабатывающего настали в 2000-х – с момента, когда он стал частью компании «Газпром нефть». Таких масштабных перемен здесь не было, наверное, с конца 1960-х. С 2008 года на заводе стартовала крупномасштабная программа модернизации, которую проще, наверное, назвать полной перестройкой предприятия с нуля.

Какая же цель масштабной модернизации? Переработка нефти – максимально глубокая и тщательная: в дело идет до 94% объема нефти. Первичная перегонка позволяет разделить ее на четыре основные фракции, а дальше начинается самое интересное – каждая из них тоже разбирается буквально по частям. И даже оставшийся вязкий мазут отправляется теперь не в топки котельных – благо котельных, работающих на этом топливе, осталось совсем немного, – а на установку каталитического крекинга, где из этой тяжелой и вязкой массы удается извлечь еще немало полезного – легкие углеводородные газы, дополнительное количество бензина, дизельное топливо, тяжелый газойль, нефтяной кокс. А из более легких фракций готовятся бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, сырье для нефтехимии. Каждый восьмой литр бензина в России родом именно отсюда.

К 2020 году, кстати, глубину переработки обещают увеличить еще больше – до 97%. То есть из нефти станут выжимать практически все, а устаревшее оборудование, которого на территории осталось совсем немного, будет заменено самым современным, какое только можно купить за деньги. Деньги, впрочем, немалые: общий объем инвестиций в программу модернизации ОНПЗ составляет больше 300 млрд рублей.

Факел и бункер
Разумеется, никто давно уже не заливает в бак автомобиля прямогонный бензин. Сегодня бензины омского производства готовятся из 13 различных компонентов, причем такая составляющая, как сера, практически отсутствует, а все производимое ОНПЗ моторное топливо соответствует экологическому классу «Евро-5».

Кстати, то, что на заводе не пахнет бензином, – это тоже веяние последних времен. При росте производства на 30% воздействие на окружающую среду снизилось на 36%. Говорят, кстати, что все к тому же 2020 году предприятие станет экологичнее еще на 28%, благо современная техника это позволяет. Ну а в том, что и сегодня дела в этом направлении идут неплохо, порукой местные зайцы и куропатки, которые водятся даже на территории предприятия.

(с)

Есть и еще одна причина отсутствия запахов: все горючие газы и пары, не подлежащие дальнейшей переработке, утилизируются в уникальной для отрасли закрытой факельной установке, превращаясь по всем законам органической химии в воду и углекислый газ. Принцип установки следующий: в герметичной системе функционируют 665 форсунок, которые и обеспечивают бездымное горение. Проект отечественный, российский. К 2020 году планируется монтаж еще одной точно такой же. Факел немаленький – 54 м в высоту. Впрочем, здесь все такое. Даже местный центр управления – Объединенная операторная.

В принципе современный завод не так уж сильно нуждается в присутствии персонала у каждой установки. Все процессы контролируются тысячами датчиков, камерами наблюдения, дистанционными системами. Так обстоят дела и на обновленном ОНПЗ. Все нити управления сходятся в бункере, в котором, кажется, можно пересидеть любые катаклизмы, от степного пожара до появления планеты Нибиру. «Операторная защищена максимально, – говорит Дмитрий Храпов, главный технолог нефтеперерабатывающего завода. – Она приспособлена для автономного существования на протяжении длительного времени в условиях нештатной ситуации». Глядя на тяжелую сейфовую входную дверь, в это веришь. А осознавая, что по 7000 км трубопроводов, пронизывающих завод как кровеносная система, циркулирует не только нефть, но и технологические жидкости типа серной кислоты, понимаешь, что предосторожность эта отнюдь не напрасна: случись хоть что, без управления завод не останется.

(с)

Масло масляное
В процессе развития завода рядом с ним появилось еще одно предприятие, не имеющее непосредственного отношения к основному производственному топливному циклу, но тесно с ним связанное, – Омский завод смазочных материалов. Предприятие это по сравнению с ОНПЗ молодое, но более чем солидное: 300 тыс. т смазочных масел в год – это объем нешуточный. А ассортимент из 350 наименований продукции впечатляет еще больше. Как и название ведущей торговой марки завода – G-Energy. Да, это масло, название которого знают даже принципиальные пешеходы, никогда не садящиеся за руль, делается именно тут.

Ну а источник сырья для производства всего этого разнообразия находится рядом, буквально в километре. Потому что все базируется на маслах, получаемых с ОНПЗ. Благодаря такому полезному исторически сложившемуся соседству для того, чтобы изготовить партию продукции объемом в целый железнодорожный состав, требуется всего часа четыре. А поскольку железнодорожные пути подходят прямо к складам, то и для отгрузки товара времени много не нужно. В общем, если нужно что-то срочно смазать – звоните в Омск!

На самом деле досужему журналисту или блогеру на ОНПЗ покажут, конечно, далеко не все. Все-таки предприятие стратегического значения. Но и того, что удалось рассмотреть, хватает, чтобы эмоции перехлестывали все границы, а фактура выпирала углами за рамки стандартной статьи. Как ни посмотри, а такое предприятие – это что-то на грани чуда. Разработать и построить циклопические установки, заставить их работать, включив в единый рабочий цикл, создать систему управления, позволяющую вести работу удаленно, из единого центра, – это чистой воды фантастика.

Tags: #журналюжество, журналюжество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про Макария

    Нижегородский феникс 15 июля 1822 года после пожара вновь открылась Нижегородская ярмарка Великолепен и блистателен был столичный Петербург,…

  • Добавить остроты?

    На разные дегустации я, было дело, вас приглашал. Но на такую зову впервые. И, добавлю, вряд ли кто-нибудь другой позовет, потому что мероприятие…

  • Лето. Зелень. Цветы. Где-то все это есть ))

    Немножко цветочного "крупняка". Чтобы не забыть, как это выглядит летом. :-)) Вот такая вот квинтэссенция лета в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments