Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Изобретатель "коляски, которая движется без лошади"



Человек, запустивший конвейер
115 лет назад была зарегистрирована Ford Motor Company


Концепция «народного» автомобиля. Принцип «поточного» конвейерного производства. Идея «капитализма благосостояния». Все это – Генри Форд великий и ужасный, человек, которого в равной мере опасались и правые, и левые, и коллеги-промышленники, и профсоюзные активисты. Просто потому, что не знали, чего от него ждать. 115 лет назад, 16 июня 1903 года он основал Ford Motor Company и всего за несколько лет ухитрился до неузнаваемости изменить все основополагающие принципы, на которых покоилась промышленность Европы и Америки. Если смотреть правде в глаза, эти самые 115 минувших лет капиталисты всего мира только и делают, что пытаются догнать Форда. Пока – безуспешно.

Кто говорит, что в сорок лет начинать свое дело поздно? Бросьте в этого человека какой-нибудь гайкой от автомобиля. Именно столько стукнуло Форду в 1903-м. И вряд ли кто бы то ни было возьмется оспаривать успешность его начинания. А ведь, если по правде, - никаких внешних предпосылок для этой успешности не было: рынок был поделен между мощными автомагнатами, они же диктовали цены на свою продукцию.

Это, впрочем, не удивительно: автомобиль был не средством передвижения, а именно что роскошью, а кто роскошь создает, тот, фигурально выражаясь, мировую элиту и танцует. И вдруг этот выскочка со своей мастерской в арендованном сарае! Да еще с дурацкой идеей о том, что автомобиль должен быть доступен любому потребителю! Разумеется, с самого начала Генри Форду стали со всей силой и умением вставлять палки в колеса, бомбардируя его судебными исками. Но ничего, выкрутился, отбился, и всего за пять лет ухитрился поставить свое производство на ноги, да еще и «выстрелить» самой популярной моделью автомобиля начала ХХ века – Ford T. А еще через пять лет на фордовском производстве заработал первый конвейер.

Нет, разумеется, конвейер как таковой использовали к тому времени больше сотни лет. Но вот как основополагающий принцип производственного процесса как-то применять не догадывались. А тут – такое вот новшество. Производительность труда растет, скорость работы – аналогично, а цена автомобиля, что характерно, падает. Еще бы ей не падать, если все детали стандартизированы. Тут-то рынок дрогнул и поплыл.

Еще круче получилось с рынком труда. С введением «потокового» производства отпала необходимость в большом числе высококвалифицированных рабочих. От работяги, фактически, требовалось уметь выполнять всего несколько операций. Но зато – на высочайшем уровне. А такого узкого специалиста уже стоило беречь. Исходя из этой предпосылки Форд нанес удар одновременно по кошельку коллег по отрасли и по авторитету местных профсоюзов: увеличил своим сотрудникам зарплату вдвое. Конкурентам пришлось, сдерживая ругань, последовать его примеру. Профсоюзные лидеры заскребли в затылке: идеологический противник, акула капитализма, фабрикант в одночасье и по своей воле сделал то, за что они безуспешно бились годами. Зачем? В интересах дела: во-первых, прекратилась текучка кадров, во-вторых, и как следствие, сократились затраты на их обучение, а в-третьих, рабочие получили возможность повысить свой уровень жизни. В частности, приобрести автомобиль. А значит, перестали быть пролетариями, которым нечего терять кроме своих цепей. Похоже, именно поэтому профсоюзы на фордовских предприятиях и не прижились. Появились они там лишь 38 лет спустя.

Дальше – больше. На работу стали брать инвалидов. Это было, с точки зрения конкурентов, вообще не честно. Но ведь слепой может давить на кнопку, а безногий дергать за рычаг, не так ли? Жилье? Не вопрос! Вблизи заводов выросли рабочие поселки. Соцпакет? Кто тогда знал это слово! Но он так-таки был. Не для всех, конечно. Только для тех, что проработал на предприятии больше полугода и соответствовал корпоративным стандартам – не пьянствовал и избегал азартных игр. Профсоюзам было просто нечего сказать. Коллегам по отрасли – аналогично. А фордовские заводы между тем продолжали множиться в числе и расширять линейку продукции. Что там говорить, если механизация сельского хозяйства в молодой Советской республике началась с трактора «Фордзон»!

Оглядываясь на 115 лет назад, остается только удивляться тому, как один единственный талантливый механик, первую машину собравший своими руками в сарае на заднем дворе, ухитрился перелопатить всю мировую промышленность. Мир, который мы видим вокруг, именно таков, во многом благодаря ему.

А еще – благодаря его супруге.
Пока Генри Форд колдовал над своим изобретением, именно она держала в руках керосиновую лампу, освещая его место работы.

Tags: #журналюжество, #история, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Русская конвертируемая

    На заре ХХ века Российская Империя для расчетов на международном рынке не нуждалась в какой бы то ни было иной валюте, кроме рубля. Еще бы, ведь…

  • "Лучше всех спрятанный" (с)

    Еще одно свежеоткрывшееся место. На этот раз не высокая кухня, а стритфуд. Но тоже непростой, со своими фокусами. :-)) Почти три десятка вариантов…

  • Лайфхак недели ;-))

    Если охеревших горцев снимать на видео и выкладывать в интернет, - их забирают по домам. И даже трудоустраивают. PS. Честно стыбжено в сети. )))…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments