Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Не просто бумага

137 лет назад были запатентованы дорожные чеки «Американ Экспресс»

Представьте себе на миг, что вы – благородный (а какой же еще!?) разбойник с Дикого Запада. Вместе с бандой соратников вы останавливаете дилижанс, едущий с восточного побережья, и обнаруживаете в нем зажиточного путешественника, явно не стесненного в средствах. Радостно вытряхиваете саквояж и бумажник этого жирного гуся и… отправляетесь прочь практически ни с чем. Потому что деньги он везет с собой в таком виде, что для вас, как для грабителя, они совершенно бесполезны. Разочарование и обида просто вгоняют вас в депрессию. Примерно на это и рассчитывал Джеймс Фарго, владелец American Express Company, когда придумывал дорожные чеки. Патент на это его изобретение был выдан в июле 1891-го.

(с)

Надо сказать, что о дорогах, разнообразных дорожных рисках и опасностях, которые могут встретиться в пути, Джеймс Фарго знал больше, чем кто бы то ни было. Еще бы! Ведь он был младшим братом, партнером и наследником Уильяма Фарго – основателя Wells Fargo & Company – компании, которая занималась перевозкой товаров и грузов из Нью-Йорка и Баффало в глубь американского континента, на запад. Фирма была крупной, - почти 1000 представительств в 10 штатах, крепчайшие связи с местными банками и железнодорожными компаниями, собственное, как теперь сказали бы, охранное предприятие, больше похожее на маленькую армию. К 1873 году она выросла еще больше, поглотив, между делом, своего главного конкурента, и стала называться American Merchants Union Express Co, или, сокращенно, «Американ Экспресс».

И, тем не менее, периодически грузы Wells Fargo не доходили до адресата: в стране шел процесс первоначального накопления капитала. В общем, если из классического вестерна вычеркнуть коварных индейцев (их, как коварных, так и благородных, к тому времени осталось уже совсем мало) и мужественных ковбоев (на практике, в отличие от кино, они были, как говорится, не при делах), а оставить в привычных нам декорациях бандитов и регулярную армию США, - это будет неплохой иллюстрацией той эпохи.

Суть изобретения Джеймса Фарго была проста и изящна. Но реализовать его оказалось возможно только после того, как банки стали сетевыми, а города и веси объединили между собой телеграфные линии. Отправляясь в дальний путь, можно было прийти в отделение «Американ Экспресс» и обменять наличные деньги на дорожные чеки различного номинала. Банковский клерк просил клиента поставить на них подпись, которую заверял печатью. С этого момента дорожный чек становился «полуфабрикатом» платежного документа. Чтобы вновь получить наличные, нужно было обратиться в отделение компании уже по прибытии на место. Оттуда, во избежание недоразумений, связывались по телеграфу с подразделением, выдавшим чек, сверяя его номер, - разумная мера предосторожности, учитывая, что большинства защитных элементов, характерных для современных платежных документов еще не придумали. А затем клиент должен был поставить на чеке свою подпись второй раз. Если сигнатуры совпадали, - можно было тут же получить наличные.

Нет-нет, разумеется, различного рода векселя и платежные поручения были в ходу еще со времен крестовых походов. Но вексель мог предъявить кто угодно. А дорожный чек «Американ Экспресса» был непосредственно привязан к личности предъявителя. Представлял собой на ту пору единственный в своем роде абсолютно защищенный финансовый инструмент. Красть, или отнимать его было совершенно бесполезно, - в чужих руках он превращался просто в кусок бумаги.

Нововведение оказалось настолько же удобным, насколько популярным. Всего через несколько лет подразделения компании, занимавшиеся исключительно эмиссией чеков, открылись в Париже, Лондоне и Берлине, а в течение полутора десятилетий – в Аргентине, Бразилии, Индии, Китае, Японии, Египте. Мало того, к концу Первой Мировой это направление деятельности стало для кмпании основным. А в 1919 была создана фирма The American Express Co, занимавшаяся исключительно международными банковскими операциями.

Детище братьев Фарго процветает и сегодня. Несмотря на то, что в обиходе давно появились банковские карты, дорожные чеки «Американ Экспресс» по-прежнему можно приобрести, отправляясь в дальний путь, хотя кредитки и распространеннее, и надежнее. А вместо доставки грузов у компании появилось множество других направлений деятельности – от брокерских услуг и инвестирования до издания СМИ.

Tags: #история
Subscribe

Posts from This Journal “#история” Tag

  • Про Макария

    Нижегородский феникс 15 июля 1822 года после пожара вновь открылась Нижегородская ярмарка Великолепен и блистателен был столичный Петербург,…

  • Волшебный ящик с деньгами

    «Вкалывают роботы, счастлив человек» - не это ли главная мечта всего человечества? Мысль о том, что малоквалифицированный труд можно переложить на…

  • Изобретатель "коляски, которая движется без лошади"

    Человек, запустивший конвейер 115 лет назад была зарегистрирована Ford Motor Company Концепция «народного» автомобиля. Принцип «поточного»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments