Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Category:

Синебокий передатчик информации

Почта на Руси была явлением уникальным: такой отлаженной передачи информации, системы ямских почтовых линий, какая пронизывала страну уже к XV веку, не было больше нигде. А вот с почтовыми ящиками дело не задалось. Первые из них появились только в декабре 1848 года. Есть даже конкретная дата их появления – 13 декабря. Ну, а место, само собой разумеется, Санкт-Петербург, столица.



У русской ямской гоньбы было множество достоинств: скорость доставки депеши до конкретного адресата, отлично отлаженная система обеспечения и, как сейчас сказали бы, техподдержки. Одна беда, такой почте не хватало систематичности: каждая доставка была уникальной. Европейской почте – регулярной, способной доставить много писем во множество точек вдоль по почтовой линии, напротив, не хватало оперативности. Когда в правление Алексея Михайловича эти два подхода к делу удалось свести воедино, эффект оказался ошеломительным: не только казенная, официальная, но и гражданская переписка стала доставляться быстро и по адресу.

Правда, нарекания на своевременность доставки случались и в ту пору. Так, в самом конце XVII века новгородскому воеводе Урусову, не сумевшему правильно организовать во вверенном ему регионе почтовую службу, ставилось в укор, что ямщикам велено «гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют». В результате чего официальным письмом велено было ему «ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять почтою с великим поспешением днём и ночью».

Ну, а дальше пошло, как по маслу. Сперва почту усовершенствовал Петр I, придавший Ямской канцелярии четкую иерархическую структуру, а затем и последующие российские монархи приложили усилия к ее развитию, так что к последним годам XVIII века почтовое ведомство приняло в целом вполне знакомый нам вид. К этому времени, кстати, появилась и должность почтальона. Корреспонденцию можно было отправить, придя непосредственно на почтамт, в местную почтовую контору, или через мелочную лавку, откуда все на тот же почтамт относил накопившиеся за день письма приказчик. Принимались письма, посылки и даже денежные переводы, а оплату брали по весу пересылаемого. Только в середине декабря 1848 года в Петербурге, а через несколько дней – и в Москве, появились первые почтовые ящики. Тяжелые, дощатые, обитые для сохранности железом и покрашенные в яркий синий цвет. Правда, было их всего несколько штук.

Связано это было, в первую очередь, с тем, что как раз в тот год в обиход вошли «штемпельные куверты» - конверты единого образца, позволявшие унифицировать процесс отправки корреспонденции. Теперь все письма были примерно одного размера и, как следствие, веса. А значит, и доставка их стоила примерно одинаково. Когда же в 1857 году в обращение, как единое средство оплаты пересылки писем, были введены почтовые марки, все стало еще проще. И число синебоких ящиков выросло в десятки раз. Вместе с ними увеличилось и число почтальонов. Штатный состав российской почты стал сравним с небольшой армией.

Одна проблем первых почтовых ящиков заключалась в том, что конструкция, собранная из досок и обитая не самым высокосортным листовым железом, была довольно уязвима. Взломать ее из корыстных соображений (все-таки в письмах порой пересылались и ассигнации), или из озорства было не сложно. Поэтому на смену первоначальной модели вскоре пришла усовершенствованная, - чугунная, намертво прикреплявшаяся к стене. Внутри у нее был сменный бокс для писем, который почтальон в назначенный час извлекал, и относил в почтовое отделение, заменив на пустой, готовый к приему новых писем. Современный же вариант с донной дверцей появился только в 1910 году.

Сегодня почтовые ящики выглядят почти анахронизмом. Электронные письма начисто вытеснили из нашей жизни манеру писать послания на бумаге, обмениваться известиями, написанными от руки. И, пожалуй, этого немного жаль. Было в этом что-то, как сейчас бы сказали, «теплое и ламповое».

Tags: #история
Subscribe

Posts from This Journal “#история” Tag

  • Дом владельца «Скорохода»

    С улицы особнячок на Рижском проспекте, 27 выглядит очень скромно. Чуть попретенциознее – если смотреть из примыкающего сада, куда выходит парадный…

  • Жилой комплекс купцов Тарасовых

    Во второй половине XIX века быть домовладельцем и сдавать квартиры в наем было делом чрезвычайно прибыльным. Настолько, что деловые люди – хозяева…

  • Приезжай ко мне на БАМ...

    По значению для экономики и транспортного развития страны это событие сравнимо разве что с запуском Транссибирской железной дороги. 27 октября 1984…

  • Владельцы бань и хозяин «России»

    Яркий, охристой краски, с затейливым лепным декором и мансардами на крыше, дом 60 по набережной Мойки был всего лишь внешней стороной многообразного…

  • Краеугольный камень

    20 октября 1714 года император Петр I издал указ, регламентирующий порядок жилищного строительства по всей стране. Суть его сводилась к тому, что…

  • День, когда Россия стала меньше

    Глупость, предательство, или экономически и политически обоснованный шаг? Отказ от никому не нужного актива, обладание которым подрывает экономику…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments