Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Дом хрустальный на горе (с)

Если бы внутреннее убранство дома 8А на 21-й линии Васильевского острова сохранилось до наших дней, он мог бы стать настоящим музеем стекольной промышленности России. Потому что владелец его – Адольф Леонтьевич Франк – собрал в своем особняке лучшие образцы продукции витражной мастерской, по праву считавшейся жемчужиной стекольно-промышленной империи, которой он руководил вместе с братом Максимилианом.




Справедливости ради нужно сказать, что стекольная империя братьев Франк не была создана ими с нуля, а возникла в результате акционирования фирмы «М. Эрленбах и К°». Созданная в 1864 году, она в какой-то момент исчерпала потенциал развития, - потребовалось привлечение значительных средств, - в результате чего и возникло акционерное Северное стекольно-промышленное общество. Главой совета директоров компании стал Максимилиан Франк, которому принадлежало значительное число акций, а младший брат Адольф и его сын – членами правления. Таким образом семья Франков аккумулировала в своих руках контрольный пакет и получила право рулить новым АО практически по собственному разумению.

Разумения, между тем, было в достатке: привлечение акционерного капитала пошло на пользу делу. По всей России скупались и модернизировались старые стекольные заводы и строились новые, приобретались перспективные участки под песчаные карьеры, шла геологоразведка. Такой бешеной активности отечественная стекольная промышленность до той поры не знала. Всего за пару лет после создания компания практически вытеснила с российского рынка импортную продукцию: стекло, зеркала, витражи, сделанные в России превосходили европейские по качеству и были многократно дешевле. Качество изделий, стоит отметить, признавалось на международном уровне. На выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Стекольно-промышленное общество получило звание поставщика Императорского двора, на парижской выставке 1900 года – гран-при и Большую золотую медаль, на международной выставке 1901 года в Глазго - почетный диплом.

Ну, а потом грянул кризис перепроизводства. Обычное дело для тогдашней стадии развития капитализма: производители слишком активно удовлетворяли спрос, так что перебрали с предложением, - попросту затоварили рынок.

Стараясь как-то выкрутиться из сложившегося положения, братья Франк основали отдельную компанию, занимающуюся исключительно реализацией продукции - торговый дом «М. Франк и К°». Ей были переданы в аренду все магазины Северного общества и отданы все контракты на остекление. Где-то демпингуя, где-то ухитряясь подхватывать государственные заказы, договариваясь с конкурентами об ограничении выпуска стекла, Франки вывели из кризиса свое акционерное общество, а заодно и всю отрасль. А торговый дом постепенно разросся в новое АО – Санкт-Петербургское стекольно-промышленное общество. На первый взгляд, конкурирующее с Северным, а по факту, ведущее с ним одну игру.

К 1911 году практически вся стекольная промышленность Северо-Запада России оказалась под контролем семьи Франк. Во главе всех ключевых предприятий стояли их родственники, свойственники и друзья, так что обычные акционеры порой роптали на излишнюю семейственность бизнеса. Ну, а жемчужиной своей империи – витражной мастерской на Васильевском острове братья «рулили» сами. Собственно, рядом с ней и построил свой дом Адольф Франк, чтобы было проще контролировать все процессы. А построив, превратил в своеобразную «выставку достижений». Даже по черно-белым

дореволюционным фотографиям (стеклянные пластины для которых тоже выпускало одно из предприятий Франков) можно судить о том, насколько тонкой работы были витражи, украшавшие все помещения особняка – от парадной столовой до санузла. Самый же большой и роскошный из них – «Женщины, собирающие фрукты» - украшал кабинет хозяина.

К сожалению, ни один из витражей франковского особняка не сохранился. Зато образцы продукции мастерской можно найти в доме Зива, в церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище, в особняке Башкирова. Да и вообще, если вам в Петербурге попадется на глаза красивый витраж эпохи модерна, можно с большой долей уверенности предположить, что родом он из мастерской на Васильевском.

Tags: #история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments