Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Пересадка для чиновников

Дата 31 марта 1997 года могла бы стать ключевой в истории отечественного автопрома, моментом, который позволил бы не только возродить его престиж, но и многое значил бы с чисто идеологической точки зрения. В этот день президент России Борис Ельцин подписал распоряжение. №89-рп, гласившее, что все российские чиновники должны пересесть на автомобили российского же производства. Указ этот, разумеется, исполнен не был.

(с)???

По-хорошему, Борису Николаевичу было все равно, что там происходит с отечественным автопромом. К этому времени он уже был весьма нездоров и все чаще «работал с документами на даче». Но тут вице-премьером стал молодой тогда еще Борис Немцов, только что покинувший пост губернатора Нижегородской области. Вот он-то и прорвался пред светлы очи «царя Бориса» с идеей пересадить всех государственных деятелей на отечественные автомобили. Пытался, похоже, покидая свой предыдущий пост, поддержать напоследок Горьковский автозавод, выбить для него большой государственный заказ. И ведь почти получилось! Президент подмахнул заранее подготовленный текст, запустив тем самым стандартный бюрократический конвейер постановлений и циркуляров. Российские автопроизводители в этот момент взглянули в будущее с надеждой.

Надо сказать, что опыт в производстве автомобилей представительского класса у ГАЗа был немалым. Именно там производились пресловутые «номенклатурные» «Волги» и «советские кадиллаки» - «Чайки». Про ГАЗ-14 – вообще разговора нет, - это был автомобиль мощный и одновременно красивый. Пожалуй, такой роскошной машины наш автопром не выпускал никогда.

(с)???

Но и «Волга» в премиум-комплектации значительно отличалась от привычного нам варианта. Как качеством механизмов, так и внутренней отделкой и оборудованием. Что там говорить, если в эпоху, когда мобильный телефон казался чем-то из разряда фантастики, министерские «Волги» оснащались возимыми комплектами спец-связи. Ко второй половине 1990-х Горьковский автозавод был вполне «на плаву» и наработки его конструкторов, как признают сегодня эксперты, были на ту пору вполне конкурентоспособными. А был ведь еще и завод имени Лихачева с его уникальными автомобилями-«бронекапсулами», специально разработанными для руководства страны, - элегантными и максимально безопасными даже по сегодняшним меркам.

Иными словами, проиграв западным компаниям на общем рынке, сектор представительский отечественные автопроизводители освоить были вполне в силах. Тем более, что и с идеологической точки зрения использование российских авто нашими государственными деятелями было бы делом правильным. Но время было мутное, лоббисты западных компаний проявляли недюжинную активность, так что в гаражах министерств и ведомств давно уже не было ни «Волг», ни «Чаек», - их место заняли модные в 1990-е «глазастые» «Мерседесы».

Распоряжение, подписанное Ельциным должно было эту ситуацию изменить в корне. И процесс вроде бы даже пошел! Менее чем через месяц, 23 апреля все того же 1997 года, в свет вышло постановление Правительства РФ за подписью Виктора Черномырдина – «О порядке поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов». Согласно этому документу, иномарки полагалось постепенно распродать с аукциона, параллельно принимая «комплекс мер по повышению технического уровня и улучшению качества легковых автомобилей, выпускаемых отечественной промышленностью на основе широкой международной кооперации». И даже аукционы эти были объявлены. Как минимум, несколько.

Но, как мы сегодня уже знаем, вся эта активность закончилась буквально ничем. Из имевшихся в распоряжении правительственных автопарков пятисот с лишним автомобилей импортного происхождения было продано едва ли три десятка, причем практически все они осели в гаражах тех, кто пользовался ими ранее. Просто были казенные, - стали личные. На том все и заглохло, а о немцовской инициативе предпочли просто забыть. Впрочем, что там говорить, если сам глава государства, подписавший распоряжение о больших автомобильных перестановках, не спешил пересесть с пятисотого «Мерседеса» на «Чайку» или бронированный «ЗИЛ».

Tags: #история
Subscribe

Posts from This Journal “#история” Tag

  • Дом фанерного фабриканта

    Честно говоря, назвать его просто домом, - язык не поворачивается. Все-таки больше он похож на дворец. Не внешне, разумеется. Внешне – это вполне…

  • Дом миллионера-поджигателя

    С четырехэтажным домом на углу проспекта Бакунина и Херсонской улицы связано сразу несколько историй: история одного из самых крупных купеческих…

  • Ресторан повара трех императоров

    Строго говоря, дом 16 на Большой Морской улице принадлежал известному петербургскому домовладельцу Михаилу Руадзе. Но в историю он вошел благодаря…

  • Советские сберегательные

    В пору больших нестроений и в эпоху перемен апелляция к прошлому становится сверхмодной и чрезвычайно востребованной. Причем чем прошлое дальше, тем…

  • Врачи блокадного Ленинграда

    Свежая передача на телеканале "Мир". К дате. Про блокаду и про врачей. Своевременно, кмк. И очень неплохо по контенту.…

  • Дом короля экзотических фруктов

    Владельцем построенного в стиле эклектики четырехэтажного дома на улице Ломоносова, 16, прежде называвшейся Чернышевым переулком, был человек…

  • Голос для великого немого

    Память – штука ненадежная. Вкусы, запахи, образы, звуки улетучиваются из нее, стираются и пропадают. Поэтому стремление сохранить частицы…

  • Какое чудо – вода из крана!

    Мы живем среди маленьких привычных чудес, настолько само собой разумеющихся, что о них как-то и не задумываешься. А, между тем, еще каких-нибудь…

  • Бродячая фабрика несуществующих братьев Вундер

    Россия во второй половине XIX века была страной униформированной. Мундиры и фуражки носили не только военные, но и чиновники, и студенты, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments