Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Когда архитектор строит для себя

Каким бы прекрасным мастером своего дела ни был архитектор, все равно в работу его рано или поздно, так или иначе, но вмешается заказчик, прервав полет фантазии творца ради реализации своих собственных задумок. Именно поэтому так интересно рассматривать дом, который архитектор создал не по заказу, а для себя. Доходный дом на Каменноостровском, 1-3 – это как раз такой случай. Юхан Фредерик, или, по-петербургски, Федор Иванович Лидваль строил его для себя и своей семьи.



Один из самых ярких столичных архитекторов рубежа XIX и ХХ веков родился весной 1870 года в Санкт-Петербурге. Отец его – Юн Петтер Лидваль – был потомком старого, но обедневшего шведского аристократического рода. Как и многие европейские аристократы, он приехал в Россию еще в молодости в расчете поправить свои дела и нажить состояние, которое можно было бы передать детям, да так и остался здесь. Женился, стал отцом семи детей, привык отзываться на русское имя Иван Петрович, записался в российское купечество. Основным источником благополучия семьи стала швейная мастерская «Иван Петрович Лидваль и сыновья», выросшая из маленького семейного предприятия в крупную компанию, получившую со временем статус «Поставщика Императорского двора». Разбогатеть настолько, как мечталось в юности, конечно, не получилось, но достойный уровень жизни достигнут был.

Как следствие, не было проблем и с образованием детей. Так, рисованию Федор Лидваль обучался не где-нибудь, а в учебном заведении барона Штиглица, а затем поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где и получил диплом художника-архитектора. Ну, а дальше началась работа. Сперва небольшие проекты, - частные дома, в том числе – деревянные, загородные. А был потомок шведского барона по-настоящему талантлив, так что здания у него получались интересные, каждое – со своим лицом. Дальше – больше: приглянувшегося столичной публике молодого архитектора буквально передавали из рук в руки, так что сидеть в ожидании заказов Федору Ивановичу не приходилось. Были среди них такие, что он выполнял в одиночку, были – реализованные в союзе с другими архитекторами, но главное, что их хватало с лихвой. Этим, пожалуй, и объясняется столь немалое число зданий, построенных и спроектированных им в северной столице – четыре с лишним десятка за всего 20 лет. Причем многие из них были не просто отдельными особняками, а целыми жилыми комплексами, рассчитанными на одновременное проживание представителей различных сословий, как, например, всем известный Толстовский доходный дом между Фонтанкой и улицей Рубинштейна.

Надо сказать, что на рубеже веков Санкт-Петербург рос стремительно, и спрос на жилье в столице Российской Империи был как никогда высок. Поэтому очень многие представители дворянского сословия или купечества рассматривали строительство и содержание доходных домов, как более чем достойный «приварок», что-то вроде «пассивного дохода». Не удивительно, что о такой диверсификации своих доходов задумалась и матушка Лидваля – Ида Балтазаровна, к тому времени овдовевшая и управлявшая фирмой покойного супруга вместе со старшим сыном – Эриком Леонардом. Можно только представить себе, как она уговорила Федора Ивановича раздвинуть его плотный график заказов и заняться строительством для себя, но факт остается фактом: к 1904 году на Каменноостровском проспекте появился необычный доходный дом. Необычный в первую очередь потому, что построен он был щедро, с размахом, без стремления получить лишнюю копейку с каждого квадратного метра. А значит, - потолки были высокими, квартиры – просторными, а дворы – не колодцами, а открытыми, со скверами, фонтанами и обилием зелени. Мало того, в левом крыле поселилось все многочисленное семейство Лидвалей, а сам архитектор устроил в этом же доме свою мастерскую. Так что получилось настоящее семейное гнездо, - образцовая постройка стиля модерн, практически образец того, каким северный модерн должен быть в идеале. Причем не только красивая и максимально приспособленная для жизни, а еще и прибыльная: все-таки две трети здания предназначались под сдачу.

Федор Иванович прожил здесь 14 лет. Летом революционного 1917 года он, поняв, к чему все постепенно идет, отправил семью в Стокгольм, а чуть меньше года спустя, и сам покинул Россию. Он много что еще проектировал и строил в столице Швеции. Но такого уютного дома, как на Каменноостровском больше так и не создал.

Tags: #история
Subscribe

Posts from This Journal “#история” Tag

  • Банковский модерн столетней давности

    Не было, наверное, для российского банковского сектора времени лучше, чем вторая треть позапрошлого века. Кредитно-финансовые учреждения появлялись…

  • Elite estate по-дореволюционному

    По-хорошему, элитное жилье начала ХХ века от нынешнего отличалось не сильно. Те же большие комнаты, высокие потолки, радующий глаз вид из окон. Вот…

  • «Полная прогулка» для желудка. Ресторанный Невский 1842

    Звание ресторанной столицы за Петербургом закрепилось давно, – еще без малого 200 лет назад. Что, в общем-то, и не удивительно, потому что…

  • Терем на тихой улице

    Среди прочей застройки на Колокольной улице дом 11 выделяется, как драгоценный камень среди обычных булыжников: цветной кирпич и изразцы фасада,…

  • Мечта модного архитектора

    Христиан Христианович Тацки был одним из самых модных архитекторов в столице. Четыре десятка зданий в Петербурге, множество - в Москве, Киеве,…

  • Завод предприимчивого караима

    Скромный трехэтажный доходный дом на Невском, 125 принято называть домом Левшина – по имени его владельца, петербургского купца первой…

  • Доходный дом книготоргового туза

    Жажда знаний – штука прибыльная, особенно для того, кто эти знания распространяет, для книгоиздателя. Но состояние, нажитое на издании…

  • С ароматом асфальта и бульонного кубика

    На фоне построенных рядом многоэтажек старый дом на Ждановской улице, 27 выглядит скромно и даже как-то архаично: неброская окраска, первый этаж,…

  • Дом Дурдина, но не пивовара

    Большой доходный дом на улице Восстания, 33, выстроенный в стиле эклектики, известен знатокам петербургской архитектуры и краеведения как дом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments