Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Category:

Самый первый ледокол

Сложно себе представить, но когда-то, в не такие уж и давние времена, остров Котлин с расположенным на нем Кронштадтом оказывался на несколько недель, а то и на месяц отрезан от всего остального мира. Просто потому, что добраться до него было невозможно. Совсем. И только в 1864 году было изобретено средство, чтобы связь острова с материком не прерывалась.

Зимой добраться до Кронштадта было просто: прыгай в сани, да нахлестывай лошадей, - в полчаса домчишь от Ораниенбаума, только снежная пыль столбом из-под копыт! Летом – и вовсе никаких проблем, - хоть под парусом, хоть на веслах. А вот поздней осенью, когда лед уже встал, но еще не окреп, или по весне, когда он уже подтаял, но еще не сошел, - не доедешь никак. На санях – опасно, а на корабле или лодке – невозможно. Патовая ситуация, ни туда, ни сюда. Решить проблему взялся в 1864 году судовладелец Бритнев. Жил он в Кронштадте, и ситуация, когда по целым неделям в город не доставлялись ни продукты, ни почта, была ему досадна и неприятна. Как минимум, потому что откровенно портила жизнь, а как максимум, потому что мешала его деловой активности.

(с)???

Чаще всего, упоминая его имя, Михаила Бритнева именуют купцом, и на этом останавливаются, потому что образ главного героя истории складывается однозначный и почти хрестоматийный, - по Островскому. Но в том-то и дело, что кронштадтский купец не был похож на Паратова. Не торговцем он был, а инженером. А членство в купеческой гильдии просто давало ему право вести дела. В те поры все деловые люди числились купцами, кто дворянином не был, - и банкиры, и промышленники и застройщики. Основным бизнесом Михаила Осиповича были судостроение и судоремонт, спасательные работы и судоподъем. Предоставляла его компания также услуги водолазной команды, бралась за погрузку и разгрузку судов при помощи плавучих паровых кранов, выполняла заказы на строительные работы – обустройство портов, возведение причальных стенок и так далее. В общем, если какое-нибудь судно садилось на мель, или, паче чаяния, тонуло, - обращались к Бритневу, которому в этой части Финского залива принадлежала единственная техника, способная помочь в беде.

Не удивительно, что именно на заводе Бритнева был создан первый в истории корабль, способный пробиться через ледяной покров с острова к материку – пароход «Пайлот». Особенность судна нового типа заключалась в том, что оно, за счет скошенной под 20 градусов носовой части, выползало на лед и продавливало его своим весом. 22 апреля 1864 года «Пайлот» совершил свой первый рейс от Кронштадта к Ораниенбауму, и с этого момента сообщение с материком стало беспрепятственным и регулярным. С этого рейса принято отсчитывать начало ледокольного флота не только в России, но и по всему миру.



Впрочем, бритневское судно ледоколом никто не считал. Называли его буксиром-ледорезом. А название «ледокол» придумал начальник Морской строительной части Кронштадтского порта Николай Леонтьевич Эйлер для описания собственного судна – «минно-гиревого ледокола», - специально переоборудованной канонерской лодки «Опыт». Это было могучее дерзание технической мысли: канонерка была снабжена паровыми кранами, ронявшими на лед многотонные гири, а в подводной части находилось устройство для постановки мин. Гири должны были колоть лед, а мины – взрывать ледяное поле там, где оно не раскалывалось. В ноябре 1866 года между «Пайлотом» и «Опытом» устроили соревнование. Оказалось, что «буксир-ледорез» намного эффективнее. «Опыт» гирями эффектно проделывал во льду аккуратные круглые лунки, так что основная работа досталась минам. А это было и медленно, и дорого, и не безопасно. Так что об изобретении Эйлера вскоре предпочли забыть, а название «ледокол» досталось «Пайлоту» в качестве трофея, - как-то привязалось само собой.



Еще через пять лет, в 1871-м, в Европе приключилась необыкновенно морозная зима, такая, что вход в гамбургский порт замерз, парализовав всю торговую деятельность старинного купеческого города. Делегация немецких инженеров прибыла в Кронштадт, посмотрела на то, как бритневское изобретение лихо ломает лед, и купила у Михаила Осиповича чертежи, заплатив за них не щедрые 300 рублей. Вскоре акваторию гамбургского порта уже обслуживал пароход «Айсфукс» - «Ледяной лис», боровшийся со льдами не хуже «Пайлота». А потом ледоколы стали строить все.

Tags: #история
Subscribe

Posts from This Journal “#история” Tag

  • Как развалить государство по-родственному

    Что ни говори, а Русь, фактически созданная, сшитая князем Олегом из разрозненных лоскутов территории, у каждого из которых были свои притязания и…

  • Цитадель наследников Доминика

    Два не слишком бросающихся в глаза скромных дома на Малой Посадской – 15 и 17-й – построены одним архитектором – знаменитым…

  • Бип! Бип! Бип!

    За едва видным невооруженным глазом огоньком в ночном небе человечество пристально наблюдало три месяца. Кто-то с гордостью, кто-то со страхом,…

  • Дом-завод династии винокуров

    Это здание на берегу Обводного канала выглядит откровенно странно, - не поймешь с первого раза, для чего его построили? Для заводского корпуса –…

  • Висит груша. Нельзя скушать

    Городское уличное освещение до поры до времени было проблемой из проблем. Масляные, керосиновые, газовые фонари вопрос, разумеется, решали, но лишь…

  • Дом придворного ювелира

    Невысокий двухэтажный особнячок на Итальянской, 13 в Петербурге знают, думается, решительно все, - как здание театра Музкомедии. В общем-то, на…

  • Дом потомка пивной династии

    Как-то так повелось, что пиво у нас считается напитком не изысканным. Однако были и иные времена, когда в среде петербургской аристократии отнюдь не…

  • Город, кони, рельсы, шпалы

    8 сентября, или, если считать по старому стилю, то 27 августа 1863 года в столице Российской Империи заработала пассажирская конно-железная дорога.…

  • Золото партии или экспроприация экспроприаторов

    Не было, наверное, в ХХ веке на земном шаре партии более мощной и влиятельной, чем коммунистическая партия Советского Союза, неразрывным, как до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments