Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Categories:

Дом императорского кукольника

Если так призадуматься, то на чем только не делали люди свои состояния, - до курьезов дело доходило! Ведь главное, - разглядеть незанятый сектор рынка, да неудовлетворенный спрос. Тимофей Васильевич Дойников – санкт-петербургский 1-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин и староста церкви Архистратига Михаила в Инженерном замке – был наследником династии, «поднявшейся» на детских игрушках. Как-то в это сперва даже не верится, но принадлежавший ему внушительный дом на Московском проспекте, 16 как бы подтверждает, что лошадки, солдатики и куклы – товар сверхвыгодный.

(c)???

Началось все, как это часто бывает, с безвыходной ситуации и просто беды. История умалчивает, чем торговал в Петербурге отпущенный помещиком «на откупа» крепостной крестьянин Михаил Дойников, но только прибыв в 1831 году в столицу, он попал в самый разгар эпидемии холеры, заразился и скоропостижно скончался, оставив по себе добрую память, немного денег, сколько-то долгов и вдову с тремя сыновьями. Можно, конечно, сколько угодно цитировать Некрасова и рассуждать о горящих избах и скачущих конях, но женщине, оказавшейся в такой ситуации, мягко говоря, не позавидуешь и сегодня, что уж там говорить о первой трети позапрошлого столетия.

Тем не менее, Василиса Артемьевна Дойникова из сложного положения вышла с честью. Правда, подхватить дело покойного супруга ей не удалось: былые торговые партнеры вести дела с бабой желанием не горели. Тогда вдова решительной рукой поменяла ассортимент товаров и принялась торговать, как говорится, чем полегче: лентами, резными гребнями, деревянными ложками, детскими игрушками. Товар, казалось бы, копеечный да бросовый, но зато весил немного, расходился быстро, а найти мастеров, которые за копейки занялись бы его изготовлением, было не сложно: зимы у нас длинные! В общем, как бы там ни было, а по прошествии менее чем двадцати лет после смерти мужа Василиса Дойникова была дамой весьма зажиточной, петербургской 3-й гильдии купчихой. Вместе с ней тем же бизнесом занимались и сыновья – Петр, Василий и Илларион.

После смерти матушки трое братьев разделили наследство и, заплатив гильдейский сбор, продолжили семейное дело, но конкурентами друг другу не стали, образовав настоящую торговую империю. У всех троих были собственные лавки, так что братья торговали порознь, и каждый ориентировался на свой социальный слой покупателей: вместе они подмяли под себя значительную часть этого сектора рынка.

На долю Василия Михайловича выпала торговля игрушками для «чистой» публики. Главный его магазин располагался в Гостином дворе, в секции 73 и поражал выбором товара – от фарфоровых кукол до игрушечной железной дороги, от оловянных солдатиков тончайшей работы до целых кукольных театров – райков с декорациями и марионетками. Статус требовал от него членства в 1-й гильдии и соответствующего поведения, так что торговец игрушками прославился как меценат и благотворитель, строитель церквей и покровитель сиротских приютов. Не удивительно, что ему было пожаловано звание почетного гражданина!

Это звание вместе с магазинами в Гостином и Апраксином дворе, на Никольском и Литовском рынке получил в наследство его старший сын Тимофей, оказавшийся настолько удачливым, что не только продолжил отцовское дело, но и расширил свою клиентуру аж до императорской фамилии. Именно у него покупала Мария Федоровна подарки для многочисленных внучек и внука – детей Николая II. И, похоже, что подарки детям нравились, потому что в скором времени вывески магазинов Тимофея Васильевича украсил титул «Поставщика ЕИВ Двора». А это – многое значило по тому времени. Свой статус имераторский кукольник поддерживал старательно: в справочнике «Весь Петербург» за 1912 год напротив его имени значится: «Известен как крупный филантроп и общественный деятель»

Примерно в этот самый период и затеял Дойников младший раз и навсегда решить собственный квартирный вопрос. Дело в том, что к тому времени у него с супругой его Марией Дмитриевной было уже четверо сыновей, так что эта тема была весьма насущной. А тут как раз оказался выставлен на продажу роскошный дом на Московском шоссе, 16 – с большой барской квартирой и квартирами поменьше – под сдачу. Весь лицевой фасад выложен изразцами и цветным кирпичом, электрическое освещение подведено, во дворе – кладовые и ледник, все практически новое! А еще, что удобно, - до всех магазинов и складов Дойникова от этого дома было рукой подать. В пешей, как говорится, доступности все. В 1907 году многочисленное семейство купца-игрушечника в это свое жилище торжественно въехало и прожило там счастливо почти 10 лет, до самой смерти Василия Тимофеевича и до грянувшей вскоре после того революции. Кстати, худо ли, бедно ли, династия Дойниковых ее пережила, - потомки предприимчивой Василисы Артемьевны живут в городе на Неве и сегодня.

Tags: #история
Subscribe

Posts from This Journal “#история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments