Кормилицын Сергей Владимирович (serh) wrote,
Кормилицын Сергей Владимирович
serh

Category:

Первый атомный

Открытие радиоактивных элементов было интересным научным казусом. Понимание механизма деления ядра – важным шагом в познании законов окружающей Вселенной. Создание атомной бомбы – победой политики над физикой. Осознание, что ядерная реакция может служить не только для разрушения, но применима и в мирных целях, изменило мир навсегда. Новая энергетика диктовала новые правила и открывала новые возможности.

Каких только перспективных проектов не связывали с новой энергетической технологией! Не только фантасты и футурологи, но и инженеры-конструкторы абсолютно всерьез говорили об атомных поездах, атомных самолетах, строительной технике, работающей вместо бензина и дизеля на плутонии и цезии. Большинство этих задумок так и не было воплощено в жизнь. Но вот мечта о ледоколе, которому не нужно угля и солярки, была реализована очень скоро: 5 декабря 1957 года был спущен на воду атомоход «Ленин» - первое в мире надводное судно с атомным двигателем. Самый большой ледокол в мире на ту пору, - больше даже огромного американского «Глетчера». Помимо международного престижа обладание такой техникой означало для СССР новый шаг в освоении Северного морского пути.

(с)

Без ледоколов об использовании этого транспортного маршрута можно даже не мечтать. Но обычные, дизель-электрические ледокольные суда имеют определенные технические ограничения: топливо для своих мощных двигателей они вынуждены везти с собой, так что без захода в порты могут продержаться едва ли более месяца. Атомная энергетическая установка дает намного большую автономность, не говоря уже о большей мощности. «Ленин» оказался настоящей находкой для освоения Севера!

Надо сказать, что судно это было уникальным. Атомные подводные лодки к тому времени уже были: в США в 1954-м спустили на воду (а, точнее, под воду) АПЛ Nautilus, да и СССР отстал не намного, обзаведясь проектом К-3, дальше при активном содействии Америки в дело включились англичане, а при нашей поддержке – китайцы, но надводное судно с ядерным двигателем советские инженеры создали первыми. Это уже потом в США сошел со стапелей ракетный крейсер Long Beach, а следом за ним – уже в 1962-м торговое судно Savanna. А на 1957-й год «Ленин» был явлением небывалым. Понятно, что его энергетическая установка была единственной в своем роде, а турбины и гребные электродвигатели конструировались четко под этот проект, но даже сталь его корпуса была специально разработана в институте «Прометей». 75 километров трубопроводов разного диаметра, 10 000 километров сварных швов, и ни одной импортной детали.

Паники во время своего прохода от Ленинграда до Мурманска «Ленин» в Европе наделал немало. Не меньше, чем ПАЭС «Ломоносов» в мае минувшего года. Всю дорогу его сопровождали корабли НАТО, а вокруг, практически под самым бортом шастали катера, отбирая пробы воды: искали следы радиоактивности. Не нашли, стоит отметить, ничего. Но даже больше, чем потенциальный ущерб для экологии, западных партнеров беспокоило то, насколько легко этот ледокол можно было переоборудовать в военный крейсер, способный действовать в условиях, недоступных для других кораблей. Это ломало все стратегические расчеты.

Нельзя не порадоваться тому, что такое переоборудование не понадобилось, и для атомохода начались совершенно мирные трудовые будни. На маршрутах Северного морского пути он провел три десятка лет, пройдя в общей сложности более 1 200 000 километров и проведя через льды почти четыре тысячи судов. Это не считая советских подводных лодок, выходивших на задания в его «акустической тени», скользя на глубине под корпусом ледокола.

В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и встал на вечный прикол в Мурманске, превратившись в памятник минувшей эпохе, когда освоение мирного атома и русского Севера шли практически одновременно. На фоне атомного ледокола «Арктика», спущенного на воду летом 2016-го, он выглядит совсем небольшим. Как пожилой отец рядом с сыном-акселератом.

Tags: #история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Здравствуйте, друзья и коллеги!

    Рад приветствовать вас на этой страничке. Что она собой представляет? Просто блог и ничего иного. С разговорами о кулинарии и гурманистических…

  • Русско-японская самокрутка

    С тех пор, как мы впервые попробовали их в начале 2000-х, суши стали блюдом не просто привычным, а даже в чем-то родным. Вросли в российскую…

  • Как развалить государство по-родственному

    Что ни говори, а Русь, фактически созданная, сшитая князем Олегом из разрозненных лоскутов территории, у каждого из которых были свои притязания и…

  • Про Ковалевский лес и пороховой погреб

    Народ, я тут принял решение воззвать к коллективному разуму. Есть недалеко под Питером вот такой вот объект - пороховой погреб в Ковалевском…

  • Цитадель наследников Доминика

    Два не слишком бросающихся в глаза скромных дома на Малой Посадской – 15 и 17-й – построены одним архитектором – знаменитым…

  • Поместье на Сиверской горе

    А что, народ, никому не нужен загородный дом? Вот чтобы прямо сейчас? А то тут одна моя прекрасная подруга выставила на продажу свое поместье на…

  • "Будем вместе на Октоберфесте!" (с)

    На Терезиенвизе нынче пустынно. Значит надо устроить свой собственный праздник с блэк-джеком и прочими прекрасными составляющими! Причем не медлить,…

  • Бип! Бип! Бип!

    За едва видным невооруженным глазом огоньком в ночном небе человечество пристально наблюдало три месяца. Кто-то с гордостью, кто-то со страхом,…

  • Шанс почифанить без ханьцев )

    Во всей этой коронавирусной лабуде с закрытыми границами есть один крупный плюс. Можно, наконец, сходить в китайский ресторан, где нет толпы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment